Недавно в своем телеграм-канале я проводил опрос https://t.me/PsyWorkHome/135 о том, для чего мои подписчики пошли бы на психотерапию. Меня поразило количество людей, которые бы пошли на терапию за личным развитием. Дело в том, что на моем опыте так задачи своей терапии не ставит почти ни один клиент. Но, как видите, процент тех, кто к терапии относится как к личному развитию довольно велик. И у меня есть тому несколько объяснений.
Структура терапевтической сессии предполагает формулирование запроса клиентом в логике некоей психологической проблемы. И вот, при том, что поводом обращения к психологу может явиться конкретная психологическая проблема, клиент может к ней относится как к элементу более широкого для себя контекста. Контекста осмысления своей жизни. А это уже вполне себе философская задача.
Что я здесь буду считать философской задачей? В первую поиск, придание или создание новых смыслов своей жизни, своим действиям, своему опыту. Причем не абстрактного смысла, а смысла, окрашенного эмоциями, чувствами, короче личностно переживаемого смысла.
Давайте рассмотрим ситуации, когда психологическое консультирование сочетается с философским.
Освоение нового опыта с помощью новых смыслов
В рамках психотерапевтического процесса закономерно случается множество ситуаций, когда клиент осмысливает свой опыт по-новому и тем самым расширяет и углубляет его. Например, для одних новым оказывается отношение к работе не только как к источнику денег, но и как к способу получения удовлетворения и удовольствия. Или отношение к работе как к способу реализации ценностей, превышающих его собственную жизнь.
Или другой пример. Смысл отношений с партнёром, когда клиент открывает для себя и осмысливает новый для него опыт интимности и близости, которого не было никогда ранее в его жизни (а был к примеру банальный секс).
И формат психологического консультирования оказывается как нельзя кстати. Именно в нем можно не спеша сконцентрироваться на своих чувствах и проговорить смыслы в диалоге с консультантом.
Избыток смыслов
Другая ситуация складывается с теми, кто наоборот очень много внимания уделяет достижению тех или иных целей, обусловленных готовыми смыслами, которые транслируют им многочисленные учителя жизни.
Эти люди в желании преуспеть и добиться успеха берут из книжек, марафонов, курсов готовые рецепты того как добиться успеха, но как правило в этих рецептах не говориться, зачем каждому конкретному человеку этого успеха добиваться. И вот на психотерапевтических сессиях перед нами сидит совершенно истощенный и разочарованный человек, который как та птица, которая выкармливала подложенного птенца кукушки, всей своей жизнью обслуживал чужие смыслы и ценности.
Работа с таким клиентом все больше связана с поиском его подлинной мотивации куда-то стремится, искать смыслы, духовных учителей. И работа эта опять же ведётся через переживания и смыслы.
Истощение смыслов
Это ситуации, которые имеют место при экзистенциальных кризисах, кризисах среднего возраста и просто личностных кризисах. Когда никакие новые смыслы жизни и деятельности больше не заводят клиента, не вдохновляют его, ему все приелось, все смыслы блеклы и безвкусны. У такого состояния может быть много причин, но как раз попытка разобраться в них и есть процесс осмысления этого нового для человека состояния, от которого не стоит торопиться избавиться. В этот момент не стоит спешить к новым вершинам, для которых нужно выпрыгивать из собственных штанов, это момент возврата к себе, который как правило приводит к появлению более тонких смыслов, более глубоких переживаний и подлинной мудрости.
От глобальной философии к философии конкретного человека
Мне кажется, сегодня философия открывает для себя новые просторы. Когда глобальной задачей философии становится не поиск смысла и целей для всего человечества, а помощь в осмыслении жизни конкретного человека. Это тот случай, когда микрокосм отдельного человека более важен, чем абстрактные рассуждения о человечестве в целом. Потому что человечество начинается с конкретного человека, который приходит к нам - конкретным людям со своими частными индивидуальными проблемами и задачами...