
Этой заметкой я начинаю серию заметок про влияние философской феноменологии на теорию и практику психотерапию в качестве поддержки своего курса "Применение феноменологической философии в психотерапии".
Большинство современных гуманистических направлений психотерапии сегодня ссылаются на феноменологию как философию, которая стояла у их истоков. Важно понимать, как именно феноменологическая философия повлияла на психотерапию и как именно.
Я думаю, философская феноменология в первую очередь стоит у истоков ключевого конфликта гуманистических и условно говоря клинических направлений психотерапии 20 века.
Если предельно огрублять, гуманистические (феноменологические) направления предполагают, что любые психические отклонения можно рассмотреть с точки зрения индивидуальной феноменологии человека, его личностных смыслов и переживаний. Налаживание феноменологического процесса человека при помощи разговорной психотерапии позволяет избавить его от душевных страданий. При этом причиной всех этих страданий является прежде всего давление социума на внутренний мир человека. Крайней формой этого подхода было движение антипсихатрии, включая такие радикальные формы как общины психически больных, устраиваемых Феликсом Гваттари - одним из соавторов метода шизоанализа, пытающегося утвердить децентрализованное, ризоматическое мышление как альтернативу логоцентрическому - линейному.
Клинические направления психотерапии придерживаются строгих клинических критериев нормы и патологии, которые есть в наличии у некоего внешнего, незаинтересованного наблюдателя, которым является или должен являться психиатр.
Фиаско антипсихиатрических движений, а также давление страховых компаний укрепило клинический подходы в психотерапии в медицинском мире. Однако большой спрос со стороны свободно платящих клиентов и индустрии личностных смыслов и переживаний, которая гуманистические психотерапии вывела далеко за рамки клиники скорее в сторону досуга и развлечения, породило новый виток развития феноменологии, но уже в постмодернистской рамке, которая ставит под сомнение любые попытки властно определить критерии нормы и патологии во внутренней жизни... Все это интересно, если смотреть на психотерапию со стороны. Когда ты в ней, тебе придется найти те самые основания, которые позволят гармонизировать клинику и феноменологию.