Курс "Применение феноменологической философии в психотерапии"

Курс Применение феноменологической философии в психотерапии или как я его называю Практическая феноменология - это реализация идеи, которую я вынашиваю больше 20 лет, и которая состоит в том, чтобы превратить феноменологический метод в действительно эффективный метод работы в психотерапии, воплощий на практике весь колоссальный потенциал феноменологической философии.

Материалы, которые представлены здесь относятся к онлайн-курсу, который я провел в марте - июне 2020-го года. 

Как сам курс, так и его материалы совершенно уникальны. Этот курс я планировал проводить всего один раз для разбора многочисленных философских концепций и идей, который в том или ином виде могут использоваться в психотерапии. Больше в таком виде и с таким погружением в теорию я этого курса проводить не планирую. Вместо этого на основе этого курса я буду проводить серию практикумов феноменологического метода. 

Курс построен по принципам организации философской проблематизации: я давал затравочный теоретический материал, который мы обсуждали с другими участниками с точки зрения того, как его можно применить в психотерапевтической практике.

Всего в материалах представлено видео всех 10 встреч, средней продолжительностью 35 часов, подробные презентации к каждой встрече и отрывки из ключевых текстов, которые обсуждались на встрече.

Если вы захотите приобрести этот курс - напишите мне и вы получите ссылку на документ, в котором содержатся ссылки на все материалы курса.

Стоимость материалом - $ 150.


Цель курса: 

  1. Освоить основные идеи феноменологической философии и на их основе сформировать систему методов и техник психотерапевтической работы
  2. Попытаться построить полную и непротиворечивую систему феноменологических методов и подходов в психотерапии



 

Программа курса:

Встреча 1. Феномен и ноумен. Феноменология от Платона до Ф.Брентано

 

  • Феноменология в психологии и философии: для каких задач феноменология создавалась
  • Феноменология как дескриптивная психология и как эйдетическая дисциплина
  • Мое мнение о том, чем сегодня должна заниматься феноменология и как в этом поможет феноменология
  • Феноменология как элемент классической метафизики у Платона и Гегеля
  • Неклассическая метафизика как феноменология - Гартман, Маркс, Фрейд.
  • Физические и ментальные феномены, интенциональность, внутреннее сознание Франца Брентано

 

Вопросы для обсуждения:

  • Что является феноменами в психотерапевтической сессии
  • Что определяет динамику феноменов в психотерапевтической сессии


 

Встреча 2. Феноменологический метод Э.Гуссерля

  • Для решения каких задач предназначена феноменология: что означает лозунг “назад к самим вещам”
  • Структура интенционального акта
  • Естественная и феноменологическая установка
  • Этапы феноменологического метода: эпохе, феноменологическая редукция, трансцендентально-феноменологическая редукция, эйдетическая редукция
  • Трансцендентальная субъективность
  • Пассивные синтезы
  • Исполнение значения, переживания, смысл и значение

 

Вопросы для обсуждения:

  • Может ли структура интенционального акта стать критерием здорового функционирования клиента?
  • В каких интенциональных актах терапевт воспринимает клиента?




 

Встреча 3. Феноменология существования М.Хайдеггера

  • Методология феноменологического анализа существования М.Хайдеггера
  • Онтико-онтологическая различие в феноменологии М.Хайдеггера
  • Феномен как самостоятельное сущее
  • Подлинное и неподлинное существование
  • Феноменология подлинного существования: присутствие, забота, бытие к смерти, экзистенция, историчность, заброшенность, фактичность, обреченность вещам, трансценденция

 

Вопросы для обсуждения:

  • Имеет ли смысл проводить феноменологический анализ со-бытия терапевта и клиента в терапии? 
  • С какими критериями можно подходить к феноменологическому анализу терапевтического со-бытия? Бывает ли подлинное и неподлинное терапевтическое со-бытие? Бывает ли терапевтичное и нетерапевтичное со-бытие клиента и терапевта? 
  • Насколько терапевтично “проводить” клиента по всем элементам экзистенциального анализа Хайдеггера?



 

Встреча 4. Интерсубъективность и феноменология Другого

  • Другой как условие возможности самосознания в феноменологии духа Гегеля
  • Другой как альтер-эго в феноменологии Э.Гуссерля
  • Интерсубъективность как условие понимания другого в философии Э.Гуссерля, как нам дана интерсубъективность
  • Другой как соприсутствие мира в феноменологии существования М.Хайдеггера
  • Другой как радикальная инаковость, размыкающая тотальность бытия в философии Э.Левинаса
  • Другой как отрицание Я в философии Ж.-П. Сартра
  • Диалог как решение проблемы отношений Я и Другого (М.М. Бахтин, М. Бубер, К. Ясперс, Л.С. Выготский, Ю. Хабермас, Ю.М. Лотман).

 

Вопросы для обсуждения:

  • В какой феноменологии для себя дан опыт Я терапевта
  • По каким феноменам собственного сознания мы узнаем о клиенте
  • В каких феноменах терапевту дан опыт Других клиента




 

Встреча 5. Социальная феноменология

  • Жизненный мир как контекст возникновения Я, Другого, интерсубъективности, ролевых и поведенческих структур
  • Анализ смыслового строения социального мира в феноменологической социологии А.Шюца
  • Социальное конструирование реальности в концепции П.Бергера и Т.Лукмана
  • Этнометодология 
  • Анализ методов повседневных социальных действий в этнометодологии Г.Гарфинкеля
  • Драматургический анализ практики презентации себя другим И.Гофмана
  • Феноменология повседневности Б.Вальденфельса

 

Вопросы для обсуждения:

  • Как обнаружить качество влияния социальных феноменов на функционирование самости клиента в терапевтической сессии
  • Бывают ли патологизирующие и терапевтирующие социальные структуры, как их распознать и что с ними делать?
  • Как тренировать терапевтическое социальное действие с клиентом и по каким феноменам отслеживать прогресс?


 

Встреча 6. Феноменологическая герменевтика. Понимание как основной метод гуманитарных наук

  • Герменевтика как метод “наук о духе” в философии В.Дильтея
  • Концепция герменевтического опыта Х.-Г.Гадамера
  • Непрерывность интерпретации как основной механизм понимания в герменевтике П.Рикера
  • Герменевтические методы, позволяющие добиться правильного понимания в теории интерпретации Э.Бетти
  • Основные термины герменевтики: герменевтический круг, герменевтическая процедура, предпонимание, бесконечность интерпретации

 

Вопросы для обсуждения:

  • Является ли интерпретация обязательным элементом терапии? В чем терапевтический эффект интерпретации? 
  • Должна ли интерпретация в терапии быть бесконечной или возможно правильное понимание клиента?
  • Какие методы герменевтики будут полезны для терапевтической работы?




 

Встреча 7. Феноменология телесности

  • Картезианский дуализм как предпосылка появления феноменологии
  • Роль телесности в интерсубъективном опыте и тело как объект, синтезирующий личное и физическое в феноменологии позднего Э.Гуссерля
  • Организм как самоактуализующеяся сущность и критика психоанализа К.Гольдштейном
  • Телесность в философии М.Мерло-Понти. Форма как динамическая система смысла и опыта.
  • Телесность в философии Ж.П.Сартра: Экзистенциальный психоанализ
  • Роль тела в формировании субъективности: Р.Д.Лэйнг

 

Вопросы для обсуждения:

  • Телесность терапевта как индикатор состояний клиента. Как это работает?
  • Как переживания телесности клиента влияют на его субъективность?



 

Встреча 8. Феноменология и гештальт-психология: являются ли фигуры и гештальты феноменами?

  • Насколько феноменологичны основные понятия гештальт-психологии: фигура/фон - смысл / горизон смысла
  • Потребность как отличительная черта психологической феноменологии
  • Удовлетворение потребности как интенциональный акт
  • Цикл контакта в гештальт-терапии как динамика, влияющая на феномены сознания
  • Как потребности клиента и терапевта влияют на феномены терапевтической сессии и процесса психотерапии 

 

Вопросы для обсуждения:

  • Каким образом терапевты определяют фигуры на терапевтической сессии? Как отделяют одни фигуры от другого? Какова структура интенционального акта, в котором терапевт фиксирует феномены или фигуры терапевтической сессии?



 

Встреча 9. Феноменология в психотерапии и психиатрии

  • Применение феноменологического метода в  психиатрии - К.Ясперса и Л.Бинсвангер
  • Контрперенос как интенциональный акт в психоанализе
  • Феноменология в клиенто-центрированной психотерапии К.Роджерса
  • Феноменологический метод в экзистенциальной психотерапии М.Босса, Р.Мэя, Дж.Бьюдженталя, Р.Лэйнга, А.Лэнгле. 

 

Вопросы к обсуждению:

  • Можно ли составить перечень техник феноменологического метода в психотерапии?
  • Можно ли составить классификацию переживаний терапевта как индикаторов феноменов клиента? Будет ли это индивидуальная или универсальная классификация? Каким образом можно подтвердить феномены клиента в контакте с несколькими психотерапевтами?




 

Встреча 10. Эпилог. Феноменология организаций (полностью авторский материал)

  • Что такое организационные феномены? Как их выявить и зафиксировать
  • Метод группаналитической супервизии для выявления организационных феноменов
  • Способы фиксации организационных феноменов: от артефактов корпоративной культуры, через феномены групповой динамики, к ощущениям и эмоциям консультанта
  • Жизненный мир организаций, структура повседневности и рутинной работы
  • Специфика феноменов открытых (децентрализованных) профессиональных сообществ на примере МГИ
  • Методология "связывания" организационных феноменов в имманентную феноменологию: метод организационной драматургии и сценографии, методы организационных нарратива и дискурса.
  • Применение идей Ирвин Гоффмана для понимания драматургии ролевого поведения сотрудников организации в структуре повседневности
  • Методы терапевтических интервенций в организации: психологическая супервизия руководителей и команд

 

Вопросы к обсуждению:

  • Феноменологический анализ организационной динамики МГИ