Как только я стал отцом, я люто невзлюбил эту песню. Она мне кажется дискриминационной и шовинистической. И психологи ей поддакивают. Говорят, как тот же Винникот, что мать может быть "достаточно хорошей матерью", быть эмоционально откликаемой, чтобы перестать терзаться о не/соответствии идеалу матери. А вот, как быть нам папам? Ничем мы не сможем добиться той роли и значения в жизни ребенка, как у матери.
А вообще быть отцом непросто. В частности, например потому, что пик отцовства, когда старший ребенок с этим его вечным "Ща!" переходит через бурную реку подростковости, уткнувшись в мобильник, а младший находится в самом расцвете эдипального конфликта и жестоко ревнует мать к вам, всячески пытаясь выиграть у вас конкуренцию за ее внимание. В этот же момент и родители становятся как дети: все больше болеют, становятся все более беспомощными, требующими заботы, внимания и финансового участия. И все это на ваших мужских плечах. Часто случается, что в этот момент и жена бросается в поиски себя и тогда единственным стабильным основанием всего этого домостроя становитесь вы.
Посчитайте сами, какое количество отношений и с каким количеством людей приходиться выстраивать отцу семейства в описанных выше мной обстоятельствах. И в этот момент очень важно качественно позаботиться о себе и о качестве отношений...
Я помню, в самый кризисный момент моей семейной жизни, когда мы собственно и обратились за помощью психотерапевтов (это была семейная психотерапия), вся моя тревога за будущее, где-то переходящая в ужас, сконцентрировалась на одном событии, на походе нашего тогда ещё одного сына в первый класс школы. Школа для меня стала тем местом, где сконцентрировались ужасы всего взрослого мира. И тогда терапевты сказали нам: "А почему вы думаете, что там непременно случится что-то ужасное? Почему вы отказываете ребенку в его собственном опыте и жизни, свободной от ваших страхов и предрассудков?"
Тогда я вдруг осознал, что с момента рождения ребенок уже не является частью нас, у него уже своя индивидуальная жизнь и опыт, свои цели и интересы. И он не часть нашего тела, мы с ним именно в отношениях. И после этого осознания мне стало невыразимо проще. Пропала ответственность за все стороны жизни одного маленького человека, зато выросла ответственность за отношения с ним...