
Владельцы компаний, особенно те, кто активно управляет своими предприятиями, питают особую симпатию к трудоголикам.
Причина этого кроется в психологии собственников. Они искренне переживают за свой бизнес, не спят ночами, постоянно беспокоятся и осознают, что без их настойчивости и требовательности сотрудники не смогут эффективно работать.
Когда в компании появляется человек, который, как и они, с головой погружён в дела, он не может не вызывать симпатии. Ведь в нём вы видите отражение той части себя, которая увлечена бизнесом. Такой сотрудник может стать опорой и взять на себя часть ваших обязанностей, особенно если у него есть необходимые навыки и знания.
Однако у этой любви к трудоголикам есть два важных аспекта.
Первая. Трудоголизм легко имитировать. Достаточно оставаться на работе до поздна, быстро с озабоченным видом ходить по офису и хмурить бровки, когда смотришь в экран компа. На более продвинутом уровне, можно запомнить ваши реплики «от собственника» на совещаниях и патетически самому произносить их. И тем самым манипулировать вами. Я лично видел несколько случаев, когда менеджеры, сыграв так на слабости первого лица к трудоголизму, продвинулись достаточно высоко по корпоративной иерархии, затем создавали фирму в фирме или просто отнимали часть бизнеса у своего первого лица...
Вторая. Как учит Элияху Голдратт в своей Теории ограничения систем, иногда для бизнеса более выгодно, чтобы некоторые работники не выполняли свою работу, чем если бы они работали изо всех сил.
Простой пример такой ситуации: представьте, что ваше производство способно выпускать 100 единиц продукции на своих станках (отдел производства), отдел продаж может продать 120 единиц, а отдел снабжения способен обеспечить производство ресурсами для создания 200 единиц.
Если в такой ситуации отдел продаж и снабжения будут работать на пределе своих возможностей, то первый может столкнуться с недовольством клиентов из-за срывов сроков поставок. В результате о вашей компании на рынке могут сложиться не самые благоприятные представления как о не выполняющей свои обязательства.
В свою очередь, отдел снабжения может столкнуться с дополнительными затратами на хранение материалов, что может привести к увеличению расходов на содержание складов.
Таким образом, трудоголизм может стать источником негативных последствий для бизнеса. Чтобы понять это, необходимо иметь оцифрованную модель функционирования компании, а не полагаться только на оценки эффективности по количеству затраченного труда и пота.
Но весь предыдущий разговор был не совсем про токсичный трудоголизм. Давайте же поговорим про токсичный.
Что я называю токсичностью в данном случае?
Это такой трудоголизм, который самым негативным образом влияет на вас или ваш бизнес.
Я говорю о настоящем трудоголизме, когда работа становится для человека основным занятием, вытесняя другие важные аспекты жизни: семью, развлечения, дружбу, хобби и так далее. Однако часто работа оказывается настолько увлекательной, значимой и созидательной, что её сложно заменить чем-то подобным в свободное время.
Когда мы получаем удовлетворение от работы, когда она способствует нашему личностному росту и развитию, а также помогает расти нашему бизнесу и окружающим, такой трудоголизм не стоит считать чем-то плохим. В отличие от него, токсичным можно назвать трудоголизм, который останавливает развитие и наносит вред как нам самим, так и окружающим.
Причины такого трудоголизма, на мой взгляд, конечно, чаще всего связаны с некими психологическими проблемами (пограничное расстройство личности, ПТСР и КПТСР, неблагоприятный детский опыт и т. д.). Но если не пытаться лезть совсем в глубину (вряд ли это можно сделать в короткой статье), а представить мир человека, для которого работа — всё, можно нарисовать такую картину. Наш человек предпочитает профессиональное общение неформальному потому, что в измерении функциональных обязанностей ему стабильнее, понятнее и безопаснее. Здесь нет неопределённости межчеловеческого общения. На работе всё определено, есть понятные границы, но самое главное (и это основная причина залипания на работе), на работе понятно, за что будут ценить и что нужно делать, чтобы получить позитивную обратную связь.
И здесь мы видим первую причину токсичности трудоголизма. Чаще всего трудоголики выбирают такие функции, исполнение которых будет гарантированно оценено в однозначных оценках. И, как вы понимаете, функции, результативность которых можно однозначно истолковать, как правило, очень примитивные. Типа «копать от забора до обеда». Чем сложнее рабочие задачи, тем больше неопределенности, тем больше нужно думать, как это все сделать без готовых решений, а значит, устоявшихся систем оценки, и трудоголики испытывают сильную тревожность. Поэтому им проще либо делать примитивную работу, либо, если вы их продвигаете, примитизировать сложную работу. Чтобы иметь перед собой очень простую систему оценки, а не для оптимизации рабочего процесса. И вот вы с трудоголиком утопаете в бесконечном уточнении процедур (оценки), в обсуждении результатов работы, в формулировании KPI и в попытках угодить вам чем-то не относящимся к работе: временем, проведённым на службе, масштабами усилий, стукачеством на других работников, избыточной опекой и заботой о вас и т. д.
Здесь, кстати, если быть внимательным к психологической стороне вопроса, можно заметить странную вещь. Вы понимаете, что трудоголик любит работу не потому, что она приносит удовольствие и удовлетворение, а потому что она позволяет уйти от тяжёлых переживаний, одиночества, бессмыслия существования, т. е. от чего-то негативного. Работа для него — это избегание чего-то плохого, а не стремление к чему-то хорошему. И вот во время корпоративной вечеринки по поводу заключения какой-нибудь удачной сделки или завершения какого-нибудь сложного проекта вы замечаете, что ваш трудоголик не умеет радоваться, не может присоединиться ко всеобщему ликованию, он плетётся к своему компу и там делает какую-то очередную полезную на его взгляд хрень. И раз он не в состоянии испытывать какие-то позитивные эмоции по поводу своих успехов, то он не может ориентироваться в том, что может быть полезно для вас и компании, а что нет. Кроме тупых и однозначных KPI. Потому что именно эмоции являются индикатором происходящего в ситуации для человека. А это, во-первых, чревато выгоранием. А во-вторых, уводом в сторону формализма от действительно важных для бизнеса вещей. И вы получаете на работе эффект итальянской забастовки.
Кстати, это может стать отличным индикатором для самопроверки. Просто честно признайтесь себе, если вы трудоголик, вы любите свою работу, чтобы избежать чего-то плохого или чтобы получить что-то хорошее? Заодно можете проделать простейший тест. Составьте два списка. В одном укажите, какие удовольствия и радости вы получаете на работе, какие потребности удовлетворяете на ней. Во втором укажите то же, но вне работы. И сравните. Если на работе вы удовлетворяете подавляющую часть своих потребностей, особенно эмоциональных, то вы зависимы от работы. Не в том смысле, что без работы вы не сможете себя прокормить, а в том смысле, что после потери работы (что случается, согласитесь) вы не сможете выжить психологически. И потеря работы будет переживаться как вселенская катастрофа. Надо ли вам что-то с этим делать? Решайте сами. Подумайте, к примеру, о том, сможете ли вы по-новому посмотреть на свои рабочие задачи, если сможете хотя бы на время переключаться на что-то другое. Просто по содержанию другое. Будете ли вы хотя бы немного отдыхать от работы и от напряжения одних и тех же извилин мозга?
Но давайте наконец поговорим о том, какое влияние на коллектив оказывает наличие трудоголика. Представьте себе сами как люди, которые живут насыщенной жизнью вне работы, которые ходят на нее прежде всего для зарабатывания денег и четко понимающих, что бизнес, в котором он работает не его, а они ему продают свое время, относится к человеку, который никаких границ в своей преданности работе не знает, которого за это начальник демонстративно выделяет и с которым кроме как о работе особо и поговорить не о чем? Скорей всего нашего трудоголика будут либо активно подвергать остракизму, либо игнорировать, либо буллить или мобить (от слова моббинг). Это если трудоголик будет противопоставляться обычным сотрудникам. Если этого не будет, то всё равно к нему будут относиться негативно, так как он станет причиной того, что первое лицо будет активно эксплуатировать остальных работников. И атмосфера в коллективе будет не самой благоприятной.
Можете задаться еще одним любопытным мысленным экспериментом: какие отношения будут в коллективе, состоявшем сплошняком из трудоголиков? Будут ли они конкурировать между собой за преданность компании и как будут? Будут ли они умирать на рабочих местах из-за переутомления? Будут ли они сильно дружить и понимать друг друга? Придется ли вам соотносить свой ритм жизни с их? В общем, подумайте, как всё это может развернуться.
Ну а в конце давайте вернемся к моей гипотезе о том, что в основе трудоголизма чаще всего находится дефицит и зависимость позитивной обратной связи от начальника. Что на самом деле замещает трудоголик обратной связью от начальника? Скорее всего, поддержку со стороны окружающих, привязанность, близость, заботу, внимание, восхищение и т. д. Понятно, что пример такого отношения мы берем от наших родителей, и если они этого не делали или делали неадекватно, то мы вырастаем в дефиците такого отношения или в присвоенном их невнимании и презрении к себе. Реальное поддерживающее окружение выдает нам поддержку гораздо более широкого диапазона и глубины, чем начальник, и позволяет нам жить в гораздо большем поле нашей жизни…
P.S. Если вы вот прочитали эту заметку, испугались вашего трудоголика и его негативного влияния на бизнес, а заодно прониклись глубоким сочувствием к нему, что вам делать? Стоит ли кидаться его спасать? Тем более что очевидно, что обычная психотерапия сможет много чего изменить в его поведении и, соответственно, в его влиянии на ваш бизнес. Это, конечно, отдельный разговор, но, как мне кажется, пытаться что-то исправить в психике человека без его запроса - это нарушение его границ. Можно, конечно, как-то намекнуть на то, что можно сделать с причинами его трудоголизма, но не больше. Я, например, после многих лет практики пришел к выводу о том, что никакие походы к психотерапевту по совету посторонних людей особой пользы не принесут, если человек не будет мотивирован избавиться от своих страданий сам. А это еще должно созреть. И это дело самого человека, а не окружающих и тем более начальника.
А вот что делать с трудоголиком в бизнесе при всей его токсичности, которую вы осознаете? Правильно использовать, зная все его ограничения. Не перегружать заданиями. Давать то, что ему посильно и что можно однозначно оценить. Не вестись на его осознаваемые или неосознаваемые манипуляции, понимая, чем они вызваны. И т.д., и т.п. Есть целые кластеры работ, на которых трудоголики будут очень полезны. Если держать их в четких рамках.