
Среди многочисленных форматов бизнес-тренингов достаточно большой популярностью пользуются мотивационные тренинги. От всех прочих их отличает эффект, на который они рассчитаны: задача мотивационных тренингов состоит в том, чтобы после него участник вышел с воодушевлением, морем энергии и свершал какие-то большие дела на этой энергии.
Для достижения этого эффекта служат различные техники, включая техники изменения сознания, которые были апробированы еще в Древней Греции при свершении культа, посвященного Дионису, а потом широко применялись в различных мистериях, мессах и т.д. и т.п.
Особо широко мотивационные тренинги развиты в различных сообществах начинающих предпринимателей, где, с одной стороны, организаторы продают это воодушевление тем, кто хочет быть успешным, а с другой стороны, пользователи используют это воодушевление, чтобы таки решиться на какие-то прорывные в их жизни действия. Впрочем, как всегда и везде, очень многие участники подсаживаются на всю эту дофаминово-серотониновую иглу и участвуют в такого рода мероприятиях ради самого воодушевления, а декларируемые намерения что-то в бизнесе начать или продвинуться становятся скорее поводом для входа в сообщество, а не целью.
Другой способ употребления мотивационных тренингов связан с некоей “перезарядкой батарейки” коллектива фирмы. Выглядит это так: первое лицо видит, что его подчиненные подустали, стали вялыми и унылыми, он отправляет их встряхнуться на какой-нибудь мотивационный тренинг, на котором сотрудники “заряжаются”. Они возвращаются в приподнятом настроении, повеселевшие и энергичные, и этого «заряда» может хватить на какое-то время. После чего «зарядку» нужно будет повторить. Как правило, количество такого рода перезарядок ограничено. Со временем эффект от тренингов снижается, и каждый последующий раз приходится ломать голову над тем, чтобы найти какого-то очередного тренера, который мотивационный тренинг хотя бы с прежним уровнем эффекта сможет обеспечить.
Во всей этой истории с мотивацией возникает вопрос о подлинной природе мотивации и чего на самом деле хочет получить первое лицо. Скорее всего, он хочет видеть сотрудников, которые будут вовлечены в его бизнес, болеть за него так же, как он, или хотя бы приближенно к нему. При этом у сотрудников должно быть много энергии, бесконечная работоспособность и готовность выпрыгнуть из собственных штанов ради успеха компании в целом. Но, поскольку такой эффект почти не достижим с людьми, пришедшими со стороны и продающими свое рабочее время за деньги, то за результативность принимается что-то хотя бы отчасти похожее на мечту первого лица: хотя бы энергичность или горящие глаза или высокая скорость выполнения задач. За счет чего в самом тренинге будет достигаться такой эффект – не важно. Проблема состоит в том, что механизмы «зарядки» батарейки сотрудников часто приводят к противоположному эффекту. Вы нанимаете каких-нибудь коучей, проводите тренинги предприимчивости для сотрудников, они начинают веровать в свою перспективность, и вот они, такие офигенно обученные и мотивированные, уходят строить свой бизнес – полную копию вашего бизнеса.
Нужны ли такие мотивирующие тренинги?..
Можно ли действительно, по-настоящему, так натренировать своих сотрудников, чтобы они искренне и истово хотели развивать именно ваш бизнес?
Мне кажется, можно, но для этого следует разобраться с реальными механизмами мотивации человека.
К сожалению, многие предприниматели, бизнесмены и управленцы исходят из идеи о том, что у каждого человека есть какие-то врожденные мотиваторы. Одни считают, что мотиваторы эти у всех одинаковые, и если предприниматель что-то понимает про свою мотивацию, по аналогии с собой он понимает в мотивации другого. Многие психологические учения вроде бы примерно о единой для всех мотивации, вернее источниках энергии и говорят (чего стоит идея Фрейда о сексуальной подоплеке всех наших действий и единственной возможности по-здоровому снимать сексуальное напряжение – через сублимацию, чаще всего в виде работы). И тогда мотивирующие тренинги будут ориентироваться на воздействие на эти врожденные стимулы.
Однако, на мой взгляд, который базируется на культурно-деятельностной психологии, подлинные мотивы всегда связаны с тем, что мы берем из культуры, от других людей, чему мы учимся и что нас развивает. Мотив в данном случае – это некий предмет, продукт деятельности, который создан для удовлетворения наших потребностей, он овеществляет, олицетворяет наши мотивы. Автомобиль есть воплощение нашей потребности в быстром перемещении, фирма – нашей потребности в единстве и согласованной деятельности и т.д. и т.п.
Если младенец, условно, имеет потребности в еде, испражнении и желании быть с мамой, то взрослый человек получает наслаждение от музыки Баха и от создания искусственного интеллекта. Как желание создавать ИИ и слушать Баха может быть врожденным? Это значит, что мотивацию нужно конструировать, создавать. Она является искусственным, приобретенным явлением, а не врожденным, естественным. И это отличная новость, потому что вы можете сами конструировать мотивацию собственных сотрудников.
Отсюда можно предположить, как можно сделать саму вашу компанию и процесс работы в ней мотивирующим тренингом. Представьте себе, что в том, что происходит в вашей компании, есть нечто, чего нет нигде, что может приносить удовольствие, восхищение, что может воодушевлять, что появилось в ходе развития вашей компании, копилось и выкристаллизовывалось годами, фиксировалось в своем особом языке, своих особых стандартах поведения, своих корпоративных мифах и легендах и т.д.
Что это может быть?
Свой уникальный продукт, своя технология продаж, своя корпоративная культура, культура сервиса и работы с клиентами, своя бизнес-модель, свои стандарты профессионализма и т.д. и т.п. И именно это может стать уникальным мотиватором для новых или старых сотрудников (которые, например, могут мотивироваться через признание и передачу передового опыта). Соответственно, само содержание работы может мотивировать. Но остается только само это мотивирующее содержание специально выделить, кристаллизовать и транслировать в специальных формах, в специальных событиях. Потому что часто за повседневной рутиной мы не замечаем подлинные мотиваторы. Для этого и можно организовывать корпоративные конференции, сессии обмена опытом, различные формы партисипативного управления (когда рядовые сотрудники принимают участие в принятии стратегических решений) и т.д. и т.п. Стоит на это выделять время и ресурсы, и тогда ваши сотрудники будут мотивироваться от самой работы в вашей компании.
Вспомните сами, какого рода бизнес-мероприятия больше всего вас мотивировали? Для меня, например, это были мероприятия, на которых коллеги делились своим опытом достижений и преодоления проблем. То есть новым для меня содержанием деятельности, которой я тоже занимаюсь. Может и у вас так?