В последние ковидные годы то, что можно назвать социальной дезадаптацией, проявляется все сильнее. Причем, если раньше многочисленные философы, психологи и социологи (хотя бы из знаменитой франкфуртской школы) постоянно писали о росте отчуждения людей друг от друга при капитализме, про утрату навыков построения близких и доверительных отношений и т.д. и т.п., но изменения происходили довольно медленно и сопровождались попытками все сделать иначе со стороны разных социальных движений, то буквально за последние 2 ковидных года рост социальной дезадаптации стал настолько очевидным, что требует отдельного изучения. Особенно в Беларуси, где ее усиливают процессы разрушения властью жизненного мира определенных социальных слоев, чтобы избавиться от социальных предпосылок возможных массовых политических протестов.

Поэтому так важно понять, в чем конкретно выражается социальная дезадаптация в нашей повседневной жизни и как ей противостоять.
В чем выражается социальная дезадаптация на мой взгляд?
Я предлагаю для примера взять архетипичный случай “нуклеарной семьи" белорусских программистов. Он и она, не состоящие в официальном браке, но живущие вместе, садятся в жесткий карантин - работают удаленно в своей съемной квартире, все покупают через интернет, никуда не выходят, и с каждым днем все сильнее весь их мир ограничивается друг другом. И вот они ощущают какое-то закисание жизни, сужение репертуара эмоций: быт предельно налажен и стандартизирован, развлечения и досуг тоже, внимание ограничено привычками и ничего случайного в его фокус попасть не может. С течением времени все это выливается в истощение источников впечатлений, новой информации, нового эмоционального опыта. Единственным источником хоть чего-то нового в жизни становится партнер с его реакциями. И тогда кому-нибудь из этой пары обязательно захочется что-то глобально поменять - оформить официальный брак, поехать пожить в Испанию, Португалию или ещё куда-то. Поведенчески это выливается в бесконечные попытки вынести мозг партнеру. И тогда отношения в паре начинают напоминают жизнь двух пауков в банке. Причем, вполне осознавая, что они выносят партнеру мозг от избытка энергии и того, что ее некуда деть, они начинают себя останавливать. И тогда энергия, которая не находит выхода, идет на сдерживание себя (прям физически, когда раздражение сдерживается сжиманием кулаков, гнев - сжиманием плеч, плач - сжиманием мышц лица и закатыванием глаз и т.д.). Так люди все больше теряют энергию, впадают в апатию, прокрастинацию, эмоциональное выгорание и т.д. и т.п.
Но это первая, совсем не обязательная, фаза социальной дезадаптации. Если она есть, она даёт ту энергию, на которой будет строиться дезадаптация - энергию, направленную на сдерживание себя, формирование мышечного панциря, ретрофлексию.
Вторая, обязательная, фаза состоит в утрате навыков удовлетворения потребностей.
И здесь самое время ввести мое определение социальной дезадаптации.
Давайте будем называть социальной дезадаптацией процесс потери социальных и коммуникативных навыков, ведущий к фрустрации целого ряда потребностей человека и в первую очередь социальных потребностей: в признании, интересе, презентации себя, общении, физической разрядке и т.д.
Допустим, вы с партнёром по нуклеарной семье решили пожениться. А ЗАГС работает по старинке - надо придти к ним телом и написать заявление. Но можно позвонить и записаться на конкретное время. И для вас это "придти" и "позвонить" становится немыслимым испытанием. В итоге утрата навыка "телефонных звонков в госорганы" приводит к фрустрации потребности в юридическом оформлении брака.
Социальная дезадаптация становится проблемой, когда вдруг оказывается, что вы разучились делать кучу вещей, без которых уже не только работать нельзя (например беседовать с начальником о своей работе, зарплате или с потенциальным новым руководителем на собеседовании при поиске новой работе о своих ожиданиях от работы), но и заботиться о своем физическом здоровье или развлечениях. Что сопровождается депрессией, неконтролируемой агрессией, тревогой и т.д.
Уже давно этот процесс начался в ИТ-секторе Беларуси. Увеличивающаяся нехватка ИТ-специалистов приводит к тому, что все эти транзакционные издержки по поиску, проведению переговоров, адаптации программиста в новом коллективе, поиску в нем мотивации берет на себя ИТ-компании в лице hr-ов или тех, кого сейчас называют hr-партнерами. И тогда, когда внезапно потребности ИТ-специалиста и потребности рынка труда по какой-то причине рассинхронизируются, когда программист становится один на один со всеми этими задачами - заявить начальнику о своих потребностях, поговорить с менеджерами из компании, в которой он хочет работать и т.д. становится крайне сложной задачей. Наверное никто на белорусском рынке труда так чудовищно не переживает во время потери работы, как белорусский программист, который, просто выложив в linkedin свое резюме, уже через 15 минут получит десятки предложений. Это типичный пример последствий социальной дезадаптации.
Кстати, к моему определению социальной дезадаптации может возникнуть очень интересный вопрос: можно ли считать дезадаптацией, когда мы сознательно не хотим контактировать с обществом, которое нельзя считать здоровым (вы коммунист, который живёт в фашистской Германии, например)? Но на этот вопрос можно ответить уточнением содержания понятия социальной адаптации, в которое мы включим также реализацию потребности в усовершенствовании и развитии общества через нашу политическую и социальную активность.
К этому же ряду относится вопрос о том, стоит ли нам адаптироваться к социальной среде, которая нам неинтересна. Допустим, вам не нравится пить водку, но у всех кругом нет иных форм проведения досуга. Что вам делать? Да, в общем-то искать новые даже для себя формы досуга - кино, театр, танцевальные тусовки, клубы по интересам и т.д. и т.п. Современный мир предоставляет для этого огромные возможности. Активная жизненная позиция, формирование вокруг себя новой, более комфортной и здоровой для вас среды - это признак здоровой личности. Не забывайте об этом, когда будете принимать решение об отгораживании от этого мира.
О том, что социальная адаптация включает в себя и возможность активно изменять этот мир под свои нужды продемонстрировали и события с массовыми протестами в Беларуси в 2020-м году. Вне зависимости от того, как мы можем интерпретировать причины происходящих в 2020-м году событий, очевидным становится тот факт, что большое количество социально активных граждан посчитали, что государство у них отнимает саму возможность активно влиять на политическую систему своей страны мира социальную жизнь страны в целом. Через голосование на выборах или через другие формы политического активизма (участие в наблюдательных комиссиях, агитации, сборе подписей, протестах и распространении той или иной политически ангажированной информации в интернете и т.д.). И потому, когда власть начала давать всем понять, что считает эти формы активизма преступными, эти люди испытали сильнейшую фрустрацию. У них отнималось одна из ключевых возможностей быть социальным субъектом, влиять на социальную реальность, преобразовывать ее под свои нужды и потребности, делать ее своим домом. Поэтому, когда эту функцию у них отняли, многие, кто уже привык быть социально активным, почувствовали полное, трагическое отчуждение себя от своей страны, невозможность в ней сохранить высокоуровневые функции своей личности (социальное творчество) и уехали в другую. Где непонятно, смогут ли они потребность в социальном творчестве реализовать. Ведь там другой жизненный мир.
Что делать, если вы поняли, что утрачиваете навыки социальной адаптации?
Если вы заметили, что утрачиваете эти навыки, что целый ряд вещей, которые делают другие вам на зависть (походы в кино, путешествия на машине, просто путешествия, посещения ресторанов и интересных оффлайн мероприятий) вы уже делать не в состоянии, что вам с этим делать?
- Экспериментировать и
- Обращаться за поддержкой.
Многие наши соотечественники только на пенсии и только благодаря подружкам узнают, какое же это наслаждение одеться нарядно и сходить в оперу. Или на балет. Или на концерт. Но примерно такова схема выхода из социальной дезадаптации. Возьмите надёжного партнёра, с кем не страшно открывать новое, и пробуйте потихоньку делать то, что хочется, но что пока страшно. Страшно идти и покупать вещи в некогда любимом торговом центре? Там вообще все поменялось? Берите подружку или друга и вместе сходите туда на разведку. Осмотритесь. Прислушайтесь к звукам, посмотрите на лица. Если все происходящее слишком давит на вас, не стесняйтесь уходить оттуда. Найдите место, знакомое вам место, где вы сможете передохнуть от новых впечатлений, можете сбегать туда и там восстанавливаться. Потом в безопасной обстановке восстановите в памяти, что и как происходило вокруг вас, чего вы опасались больше всего (например, чаще всего люди боятся неразумных реакций своего кишечника и мочевого пузыря, не стесняйтесь заранее узнать, где находятся туалеты и посетить их в первую очередь). Продумайте, как обезопасить себя в той обстановке, заручитесь всем необходимым и пробуйте.
То же касается и социального активизма. Нет такой силы в этом мире, которая может полностью уничтожить социальную материю - мир повседневных отношений между людьми. Хотя, если структуру социальной материи опосредует технология (соцсети, например), управлять ею (материей) становится гораздо легче. Но это только подтверждает тезис немецкого философа Хабермаса о том, что государства при капитализма всегда хочет колонизировать Жизненный мир. И отсюда следует, что прежде чем разочаровываться в крупных формах социального активизма (например, участие в революциях), стоит попробовать себя в малых формах, развертываемых в самом жизненном мире: на уровне подъезда, двора, профессионального сообщества, тусовки по интересам. Когда освоишься в малых формах социального активизма, к удачам или неудачам в больших будешь относится спокойнее.
А работы по возделыванию жизненного мира всегда много, ибо нет предела совершенству в построении комфорта собственного дома.