Психология совещаний: почему люди на совещаниях делают то, что они делают

Совещания очень важны. Совещания очень нужны. По тому как проходят совещания в той или иной компании можно судить не только о текущих делах организации, не только о ее корпоративной культуре, но и том, какие психологические силы влияют на нее.

Image

Но, главное заключается в том, что сегодня совещания становятся чуть ли не ключевой формой работы организаций. В самом деле рабочие ситуации становятся настолько комплексными, что разобраться и принять решения можно только коллективным разумом. Отсюда и мода на все эти аджайлы, скрамы, мозговые штурмы, рабочие группы и обучение действием.

Но, вне зависимости от того, какие реальные задачи стоят перед теми, кто собрался на совещании, все, что на нём происходит всегда искажено психической реальностью присутствующих.

Будучи консультантом по управлению мне пришлось много времени потратить на то, чтобы разобраться в природе происходящих на совещаниях процессах. Потому что в плане проекта я должен решить какую-то задачу за 2 оплаченных часа совещания, и потому нужно сделать все, чтобы совещание оказалось эффективным.

Но самое интересное - рассматривать совещания как диагностический инструмент. Вот идёт четвертый час совещания, на котором присутствует 35 человек. На нем начальник без конца рассказывает, как в организации все сложно и все должны подчиняться и молчать, молчать и подчиняться (госструктура).

Или совещание, на котором молодые сотрудники совета директоров лояльно огрызаются на реплики первого лица, который, хоть и говорит тихо, зато никогда не смотрит в глаза тому, к кому он обращается.

Или совещание, которое начинается в 18:00 и заканчивается в 01:30 и на котором присутствуют всего 4 человека, среди которых одна женщина, а первое лицо путано и, растягивая удовольствие, рассказывает, как космические корабли будут бороздить просторы оперного театра.

Или планово-отчетное совещание, на которое входишь как на скотобойню. На нем как будто реально пахнет кровью. На каждом втором таком совещании обязательно кого-то увольняют, а всем присутствующим мягко, но настойчиво внушается мысль, что вокруг выжженная земля, а он заложник своих обязательств, которые он сам того не знаю взял на себя.

Все случаи из моей практики.

Image

 

Такие совещания могут казаться безумием, если не задаться одним простым вопросом: кто и какие бессознательные потребности реализует на этих совещаниях?

Как только вы разберётесь в этом, сразу станет понятно, что с этим можно сделать. Но для начала надо занять правильную исследовательскую позицию.

Классик микросоциологии Ирвин Гоффман дал нам много инструментов для того, чтобы разобраться со структурой поведения малых групп. Он показал, что вся наша жизнь всегда направлена на привлечение внимания какого-то "значимого другого" и разыгрывание перед ним какой-либо сцены.

Посмотрите сами.

Любое совещание устроено как театр. На них есть сцена, есть главные действующие лица и есть драматургия. Участники совещаний играют какую-то роль, кто-то лучше, а кто-то хуже. И чаще всего эта роль никем не осознается.

Посмотрите на руководителя, перед кем он разыгрывает свою роль? Может быть это садистическая мать и он ей доказывает, что у него тоже есть яйца, избрав себе в качестве жертвы кого-то, кто ведёт себя так, как он в детстве.

Или наоборот он добрый отец, который балует своих любимых отпрысков (и тем самым он как ритуал разыгрывает одну и ту же сцену, когда один раз в жизни его отец был добр). Это мы говорим про начальников. То же касается и других участников совещаний.

Есть и ещё один прикольный ракурс. Давайте допустим, что у всех людей существует всего 3 потребности: в принятии, безопасности и достижении. И теперь посмотрите, что люди делают, реализуя эти потребности.

Те, кто хочет безопасности, ненавидит совещания, старается их просачковать, а когда все же присутствует, то сидит и не отсвечивает.

Те, кто хочет принятия, ведёт себя очень дружелюбно, произносит патетические речи и готов убить любого, кто покушается на теплое единство людей, как бы поющих "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались..."

Наконец, те, кто ангажирован достижениями, натягивает всех, кто не выполнил план и не поощряет тех, кто выполнил, ведь им за это итак платят деньги.

Выполните для прикола упражнение: сделайте таблицу, в которой в одном столбике распишите действующих лиц какого-нибудь вашего совещания, в следующей, какую потребность обычно он удовлетворяет, затем, какую роль из своего детства и отношений с родителями он играет, и наконец, что обычно он делает на совещании из своей роли и потребности. А если вы хотите использовать эту таблицу для управления, финализируйте ее столбиком с тем, что вы можете делать, чтобы использовать на совещании потребности и роли других участников для достижения своих целей. Так и проанализируйте психологическую структуру совещания.

А главное разберитесь, какие потребности и роли на совещаниях реализуете вы.

Похожие материалы

Можно ли создать бизнес для личностного роста и духовного развития?
В прошлый раз мы немного поговорили про то, что бывает, когда основатели бизнесов кладут в его основу невроз.Но из истории с неврозом естественно возникает вопрос, а бывает ли, и если бывает, то какая “здоровая” мотивация вести бизнес? Если в основу невроза не класть страх бедности,...
Экзистенциальные ситуации в бизнесе
​ В корпоративной жизни есть несколько весьма типичных задач из сферы психологии, которые очень интенсивно переживаются людьми. Вот два для примера.Пример первый.
Предприниматели как экзистенциальную ситуацию переживают необходимость зарабатывать деньги бизнесом (часто подразумевается, что...
Почему собственники покупают психологическое консультирование контрабандой
​ Первого клиента запоминают навсегда, даже лучше, чем первый заработанный доллар.Мой первый самостоятельный проект и первый консалтинговый клиент дали мне больше, чем деньги и даже больше чем удачный кейс. В моем первом проекте в зачаточном виде содержалось все, что затем разворачивалось в...

Похожие объявления

Группа психологической супервизии управленческой практики
​Психология собственника и топ-менеджера - залог эффективной и успешной работы бизнеса. Психологи давно работают с бизнесом, но пока прямое психологическое консультирование недооценивается предпринимателями и управленцами. ​Гораздо более охотно они пользуются психологическими субпродуктами,...