Как победить эпидемию эмоционального выгорания и причем здесь наши родители-алкоголики
Впервые опубликовано здесь:Когда погружаешься в тему взрослых детей алкоголиков (см. мои статьи: Взрослые дети алкоголиков. Камин аут; Как понять, что такое нормальная семья, если ты вырос в семье алкоголика) и начинаешь анализировать факты, то начинает вырисовываться ужасная картина. Будто вся наша постсоветсвкая корпоративная культура - это культура, созданная на эксплуатации трудоголизма взрослых детей алкоголиков (далее ВДА). Это конечно может быть моей паранойей, но вот, что мне кажется. Если в любой фирме найти клинического трудоголика, которого любит начальство, и который на самом деле эмоционально выгорел в хлам, то окажется, что какой-то из его родителей был алкоголиком.
Не важно, что эффективность такого работника обычно циклична - сначала на новом месте растет, а потом падает до ухода в новое место. Не важно, что даже если начальник бесконечно хвалит такого сотрудника, ему все равно мало и он фрустрирован недооценкой. Не важно, что между получением объективного результата и субъективной личной оценкой начальника такой сотрудник всегда выберет личную оценку, а значит результат всегда будет на втором плане. Все равно начальство будет демонстрировать другим такого сверхлояльного сотрудника в качестве эталона поведения.
На коротких дистанциях работа ВДА конечно хороша, однако именно ВДА находятся в первых рядах сотрудников, подверженных выгоранию. А если учесть, что процентов 30 - 40 от офисных работников (по моему опросу здесь) - это ВДА, то странно, что компании не работают напрямую с особенностями этой специфической группы.
Давайте поговорим про психологические механизмы, приводящие к выгоранию ВДА.
Вообще, конечно, любое обобщение поведения больших групп людей - дело неблагодарное, поскольку вариантов адаптации людей к тем или иным условиям жизни - бесконечное множество. Но относительно ВДА есть некоторые типовые схемы внутреннего и внешнего поведения, которые можно более менее объективно описать.
Давайте перечислим их и покажем, как те или иные способы поведения ВДА приводят их к профессиональному выгоранию.
Итак, ВДА с детства привыкли не рассказывать об алкоголизме своих родителей. Они привыкли обманывать, почему не зовут никого к себе домой (а там бухой в говно родитель). Они ни с кем не могли разделить тяжесть своей семейной ситуации и привыкли вести себя так и во взрослом возрасте. В итоге, они лишаются самого главного - способности обращаться за эмоциональной поддержкой и опираться на других в сложных ситуациях. На мой взгляд - это самое главная причина выгорания. Кстати, за то время, что я разбираюсь с темой ВДА, меня уже несколько раз вербально пнули, пару раз сделали ехидные замечания о моей ВДА-истории. Тема ВДА стигматизирована, при том, что это очень массовая история. Поэтому я понимаю тех ВДА, которые до сих пор не решаются поделиться тяжестью своей истории.
ВДА обычно живут в ситуации, когда родители были заняты своей интенсивной зависимой жизнью. Часто родители-алкоголики обвиняют их в своей зависимости. ВДА не получали адекватной оценки своим мыслям, действиям, у них не было эматической и сочувствующей обратной связи от родителей. В итоге они не присваивают себе способы оценки (внутренний локус контроля) и всю свою жизнь ищут хоть какой-то оценки со стороны авторитетных “взрослых” (внешний локус контроля). Т.е. начальников, если мы говорим про работу. Это приводит к самым разным последствиям. Если начальник постоянно хвалит ВДА, то ВДА этого всегда недостаточно. Если ругает, домогается, притесняет, то ВДА не может понять, в каких случаях начальник переходит границы, необъективен и в итоге ВДА берет на себя косяки, к которым не имеет отношения.
Из-за того, что личное отношение начальника важнее результата (ориентация на результат важна потому, что это залог хороших отношений с начальником) ВДА становится зависимым от этих отношений. Поэтому любая критика работы или любая не очень позитивная обратная связь от начальства расценивается ВДА как угроза отношениям. Поэтому ВДА обычную коррекцию своей работы со стороны начальника воспринимает как конец света. Поэтому ВДА, испытывая невероятные страдания от вполне себе обычных отношений на работе, начинает терять лояльность. И выгорают.
Лично моя повышенная тревожность точно связана с запоями отца. Для меня его запои были настолько ужасающими, что после их завершения я уже с ужасом ожидал неминуемого следующего. Как в той поговорке: лучше ужасный конец, чем ужас без конца. У меня был ужас без конца. Так все мое сознание было отформатировано ожиданием чего-то плохого. Мне кажется очень многие ВДА живут в бесконечном ожидании чего-то плохого и всякий раз находят признаки приближения этого плохого. Поэтому хэппи энда в их картине мира нет. Поэтому энергии из светлого будущего их фирмы они не получают.
С детства ВДА было нечему радоваться. Даже во вполне радостном событии фоново присутствует неполноценность собственного существования, напряжение из-за чего-то плохого, что уже происходит или скоро произойдет. Поэтому они не умеют насладиться своим успехом, получить удовлетворения от достижения целей и результатов. А эта неспособность не дает возможности пополнить запасы энергии, ассимилировать новый опыт...
Я перечислил черты, которые сам очень хорошо знаю на своем опыте и которые не давали мне возможности получить удовлетворение от работы. Есть и другие, но формат статьи не дает разобрать их всех . Поэтому мы продолжим разговор в следующих статьях.
А сейчас давайте я поделюсь собственным опытом борьбы с неадекватными способами взаимодействия ВДА с работой.
Я всегда делал то, что любил. И всегда мне нужен был человек, который позитивно оценивал мою любимую работу. И в силу причин, описанных выше, никакая нормальная реакция на мою работу со стороны начальника не была мне достаточна. Поэтому я вдарился в две крайности.
Первое. Я в деталях изучил, что такое хороший менеджмент с точки зрения организации работы подчиненных (правда это было связано с моей профессией консультанта по управлению и приятное совместилось с полезным).
Второе. Я решил, что у меня больше не будет начальников и ушел во фриланс. Правда, во фрилансе оказалось, что без способности опираться на людей не выжить и тут-то началась моя терапия. Главной темой которой была эта самая способность формировать и опираться на поддерживающее окружение.
Схожие трудности возникли у меня во взаимоотношениях с клиентами. Они все были старше меня и я панически боялся их негативной оценки. И только взросление моих детей и перенос отцовского отношения на клиентов под супервизией моего психотерапевта позволил мне избавиться от страха перед клиентами.
Наконец, мой опыт формирования делового сообщества Minsk Knowledge Office, моя инициатива и участие во взаимодействии предпринимателей между собой, мое желание и результаты поддержки других убедили меня в том, что и в сложных комплексных проектах резкие и жесткие разговоры не являются предвестниками конца света, но наоборот без них невозможно строить настоящие прямые и надежные отношения...
Но! Это был путь длиной в 17 лет.
Я думаю, что осознание и коррекция патологических форм моего поведения в окружении и при поддержки таких же ВДА как я позволил бы мне адаптироваться к этому миру гораздо быстрее.
Именно для этого мы решили формировать сообщество ВДА, для чего создали группу в фейсбуке. Если вы ВДА, приходите туда, будем разбираться в себе.
К тому же мы решили с января запустить группу психологической поддержки для ВДА. Из-за большого количества запросов мы решили делать две группы - очную - для минчан и онлайн - для русскоязычных стран.
Подробнее о содержании и формате работы группы вы можете узнать здесь.
Если вы хотите участвовать в очной группе (осталось 2 места), заполните пожалуйста эту форму.
Если хотите участвовать в онлайн-группе, заполните эту форму.
По любым вопросам можете писать мне: mirashnichenka@gmail.com
И подписывайтесь на мой телеграм-канал