Тема доверия становится чуть ли не ключевой для современного бизнеса. Есть даже чрезвычайно важная в этом отношении книга Стивена Кови младшего "Скорость доверия".
Почему эта тема так важна?
Дело в том, что реальный бизнес начинается тогда, когда объектами вашего управления оказываются производственные функции (продажи, производство, снабжение) или производственные активы (конкретные фирмы), а не исполнители, которым вы даёте подробные инструкции о том, что надо делать. В свою очередь качественное управление производственными активами или функциями невозможно без доверия управляющим этих активов и передаче им ответственности за результат их работы.

Отныне управляющий сам должен создавать добавленную стоимость в самом управлении, т.е. придумывать новые способы приращения результата.
Относительно доверия можно выделить два типа собственников бизнеса.
- Первый. Вы доверяете подчинённому во всем и всегда. И тогда рано или поздно теряете все.
- Второй. Параноидный. Вы ничего не доверяете. В этом типе есть тоже две разновидности.
В одной вы не доверяете ничего до такой степени, что все делаете сами.
В другой вы разбиваете работу на составные части и даёте подчинённому только те куски работы, которые можете контролировать. Оба этих варианта ограничивают ваш рост, но именно во втором варианте скрывается тайна развития бизнеса, основанного на доверии.
Как понять, что и кому можно доверять?
Одна из техник осознанного доверия подчинённому чего-либо предполагает решение двух вопросов, которые между собой сильно взаимосвязаны.
Первый. Что именно ты готов доверить подчинённому? Доверие напрямую связано с рисками. Одному можно доверить мыть посуду, а другому сходить за пивом. А кому-то нельзя доверить мыть посуду, но можно доверить фирму. Доверие нужно проверять: поначалу доверять то, что не страшно потерять и, если подчинённый оправдал доверие, можно переходить к следующему уровню.
Второй. Нельзя доверять человеку, чьи слабые места вы не знаете. А слабые места есть у всех. Знание слабых мест даёт вам представление о том, "сыграет" ли это слабое место, если вы доверите подчинённому что-то ценное и если сыграет, то как.
Это легко пояснить. Если у вашего подчинённого слабое место - продажи и заключение сделок, зато он силен в построении бизнес-процессов, значит операционку ему и можно доверить. И в коммерческие вопросы он не очень полезет, что усилит ваше ощущение безопасности.
Или, если вы решите отойти от дел и поручите бизнес своему верному подчинённому, который в результате сохранит уровень прибыли в 80 % от вашего, будет ли это хорошо для вас или нет?
В любом случае, вы сможете выстраивать новые модели цепочек создания ценности только в том случае, когда подчинённые будут выдавать результат в рамках ваших ожиданий, т.е. в рамках доверенного.