
Наши родители стали жить дольше. Скорее всего и мы будем жить дольше. ВОЗ даже значительно изменил рамки возрастов. Теперь молодость у нас заканчивается в 40, а зрелость в 70 лет.
Но с увеличением возраста у нас появляются новые проблемы.
Первая - экономическая. Поскольку во всех развитых странах наблюдается демографический кризис, оказывается, что и отчисления на пенсии уменьшаются. И вот количество неработающих пенсионеров растет, а деньги на пенсии уменьшаются. Государства принимают единственно правильное по их мнению решение - увеличение пенсионного возраста. Означает это, во-первых, что работать нам предстоит б/дольше, а пенсию получать меньше.
Вторая - физиологическая. Развитие медицины приводит к тому, что растет количество чисто возрастных болезней. Например, очевидно, что онкологических заболеваний скорее стало больше потому, что возросло количество пожилых людей. Дискуляторная энцефалопатия и раньше была очень распространена, но только сейчас люди доживают до возраста, когда они начинают ощущать последствия этой болезни. И т.д. и т.п.
Короче, жить мы будем дольше, беднее и с гораздо большим количеством болезней, чем в прежние времена.
И вот лет в 40, когда наконец начинают появляться первые болезни и родителям требуется больше внимания из-за их возрастных болячек, мы начинаем задумываться, что нас ждёт дальше.
Кстати говоря, на мой взгляд примерно в это время и примерно в связи с этими вопросами начинается кризис среднего возраста. У тебя ещё не выросли дети, но твое здоровье и здоровье твоих родителей требует все больше внимания и вложений.
И при всем при этом, пытаясь рассчитать схему заработка денег на перспективу, перед тобой совершенно конкретно встают вопросы о дне и обстоятельствах смерти тебя самого и твоих родителей. Хотя бы в режиме того, в каком физическом состоянии ты будешь находиться (в своем уме ли?), какой дискомфорт будешь переживать и какой дискомфорт будут из-за тебя переживать твои родные в близкой и не очень перспективе.
Все эти вопросы в прямом или косвенном виде звучат в кабинете психотерапевта у тех, кому около 40. Все эти вопросы сопровождаются ростом тревоги и часто почти депрессивным состоянием.
И какие слова, например, нахожу я в таких ситуациях. Примерно следующие.
И, мне кажется, чем дольше мы будем жить, чем с большим количеством физических проблем и страданий мы будем сталкиваться из-за продления жизни, тем чаще будут возникать вопросы об эвтаназии. Ибо немногие захотят продлевать жизнь своего немощного тела.