Бизнес как пространство смысла

Сегодня я вам расскажу про простой как штык красноармейца метод, который поможет вам решить все психологические проблемы бизнеса ;)

Все очень просто.

Начнем с того, что бизнес является деятельностью, а любая деятельность является целесообразной активностью. Т.е. мы стремимся к цели, для чего у нас должны быть представления о цели, о планируемом результате, о способах достижения цели и т.д. И все это является рациональными, смысловыми, осмысленными явлениями. 

Более того, если мы пытаемся осуществлять рациональную деятельность, то и о среде, о реальности, в которой мы действуем, мы должны иметь некие представления. Причем если речь идет не об индивидуальном действии, а о коллективной деятельности, то эти представления нужны нам для согласованного взаимодействия.

 

И в этом смысле бизнес, как и любая организация, базируется на двух консенсусах: консенсусе о том, что собой представляет внешний мир организации и консенсусе о том, что собой представляет сама организация.

Чей это консенсус? Всех, кто принимает участие в бизнесе: основателей, акционеров, сотрудников, партнёров и т.д. Мы должны между собой как-то договариваться о происходящем во внешнем мире, и о себе. Весь этот процесс достижения консенсуса о себе и внешнем мире поддерживается целым рядом специальных инструментов: различными документами и регламентами, утверждающими политику организации в разных направлениях, атрибутами корпоративной культуры, стратегией, видением и т.д.

Все это очень хорошо известно.

когнитивная схема организации

Чуть менее известно о том, что все эти представления регулируют и нашу психоэмоциональную реакцию на происходящее в организации. И здесь уже можно начать говорить о модели ABC, которая лежит в основе когнитивно-поведенческой терапии.

Суть схемы состоит в том, что мы:

В определенной ситуации А,

Испытываем конкретные эмоции C, 

Которые вызваны определенными мыслями B, которые у нас возникают в рамках процесса осмысления ситуации.

За мыслями находятся ещё убеждения, метапрограммы и т.д., но для начала достаточно говорить о бессознательных мыслях.

Таким образом, то, как мы осмысливает ситуацию и себя в этой ситуации, влияет на наши эмоции.

В свою очередь наше поведение, которое будет обусловлено этими мыслями, может быть дезадаптивными (не способствует достижению наших целей и удовлетворению потребностей), а могут быть адаптивными (способствовать достижению целей и удовлетворению потребностей).

Чем эта схема хороша для применения в организации?

Тем, что все динамические силы, которые влияют на поведение всех действующих лиц организации очень можно очень просто представить как элемент схемы ABC или всю схему в целом, когда поведение каждого из участников организации или всех вместе можно представить как обусловленной этой схемой. И эта схема обсуловливает либо то как компания в целом реагирует на происходящее, либо как на происходящее реагирует каждый из ее участников.

Для первых лиц, которые хотят подчинить это все себе, управлять реакциями коллектива на происходящее, я сообщаю хорошую новость: именно ваши когнитивные схемы в первую очередь влияют на то, как организация будет вести себя в тех или иных ситуациях.

Психологическая функция первого лица в первую очередь состоит в том, чтобы осознавать свои дезадаптивных когнитивные схемы, трансформировать их в адаптивные и транслировать их всему коллективу. Содержание функции лидерства и состоит в том, чтобы распространять адаптивные когнитивные схемы, а не все, что вы думали до сих пор ;).

Это конкретная техника, которую надо осознавать и осознанно применять первому лицу.

Ну а теперь поговорим о том, как прямо завтра вы можете вскрыть и трансформировать когнитивные схемы коллектива своей организации.

Начните с того, что выделите такие постоянно повторяющиеся в вашей организации ситуации, которые постоянно вызывают на ваш взгляд неадекватную реакцию со стороны коллектива. Мы предполагаем, что за этими реакциями скрывается какая-то конкретная когнитивная схема.

К примеру, в ситуации политического кризиса в стране ваш коллектив впадает в ступор и прострацию. А на ваш взгляд ваши сотрудники в такой ситуации наоборот должны бежать дальше и быстрее. Тогда вопрос состоит в том, чтобы понять, какие бессознательные мысли стоят за этой на ваш взгляд неадекватной реакцией. Например, они могут боятся того, что рынок завтра ляжет или к ним придет милиция и всех повяжет. 

И тогда как это можно менять? 

Вот вам навскидку простейшая форма исправления дезадаптивного поведения вашего коллектива.

Соберите свою команду, совет директоров, короче главных персонажей вашего бизнеса.

Если они обладают хоть каким-то эмоциональным интеллектом, попросите их поделится эмоциями, которые у них возникают относительно вашей компании (все записывайте на флипчарте).

Если эмоционального интеллекта у них нет, попросите их нарисовать животное, которое по их мнению напоминает им ваша организация. А затем спрашиваете у всех, какие эмоции у них вызывают эти рисунки или какие качества этих нарисованных животных бросаются им в глаза в первую очередь (записывайте все это на флипчарте, короче все фиксируйте на флипчарте).

После этого обзора эмоций попросите свою команду сформулировать мысль относительно вашей организации идеи относительно ситуации, которая стоит за эмоциями, обнаруженными в предыдущем пункте.

И они начнут нам выдавать что-то вроде:

"Нам очень приятно работать вместе, мы небольшой, но очень дружный и молодой коллектив!" Какие эмоции были вызваны этой мыслью? Нежность, тепло, нежность и т.д.

Или

"Мы страшный монстр человекоед, который нещадно пожирает своих конкурентов"...

И тут возникает вопрос: устраивает ли вас то, какие мысли имеют ваши сотрудники относительно вашей организации и текущей ситуации.

Если вас не устраивают ни эмоциональные реакции, ни мысли за ними стоящие, то попробуйте сформулировать, что бы вас устраивало.

Начните с эмоций. Какие эмоции на ваш взгляд ваша команда должна испытывать относительно вашей организации? Гордость? Восторг? Самоуважение?

Тогда следующий шаг будет состоят в том, чтобы попробовать бессознательные мысли ваших сотрудников, которые были зафиксированы раньше, преобразовать в такие мысли, которые вроде бы похожи на изначальные, но содержали в себе другой смысл, вызывающий эмоции, которые вам нужны. Для этого есть своя техника. Но достаточно будет того, чтобы сами сотрудники методом мозгового штурма попробовали, указывая на реальные характеристики вашей организации, сформулировать мысли о ней, которые будут вызывать желаемые вам эмоции. 

Например, “мы не группа няшной молодежи, мы команда соратников с амбициозными целями, которая друг за друга и за свои ценности порвет любой рынок” и т.п.

Ну а потом лично вам - первому лицу - следует всякий раз в повседневной рутине демонстрировать поведение, которое напоминает или воплощает в себе сформулированную вашей командой адаптивную мысль. Как конкретно это делать - это отдельная история, но эта моя статья о том, как всего один человек - правда первое лицо - может поменять очень многое в организации и ее окружении. 


 

Похожие объявления

психологическая супервизия управления, психология бизнеса
Image