Знаете, в чем главное отличие человека с неврозом и без него?
Вот представьте, вы видите женщину. Такой, какая она есть. Как-то одетую, ухоженную, с каким-то выражением лица, в какой-то ситуации. Как на нее посмотрит человек без невроза? С "творческим безразличием", спокойным любопытством. Если его спросить, что он видит, он будет придерживаться неких нейтральных описаний.
А как на нее посмотрит человек с неврозом?
Например, как на гнусную суку, у которой только одно на уме.
Человек с неврозом не видит реальности, он видит невроз - свои незавершённые ситуации. Это как помните в фильме Вуди Аллена, когда его герою показывали пятна Роршаха, и он на всех видел пенис?

Песчаная Ольга. реальность нереальная.
А ещё бывает вот какая ситуация.
Вы спрашиваете человека, о том, как он воспринимает действительность. И он оперирует либо только нейтральными категориями. Как бесчувственный робот. Вроде как человек без какой-либо самой малейшей эмоциональной реакции. Вы его спрашиваете, что особенного в человеке, которого он видит, и он отвечает, что ничего, что тот человек такой же хороший, как все остальные. Чего не бывает в мире социальных существ с эмоциями, которые всегда пусть и еле различимо, но имеют эмоциональное отношение к другому человеку.
И тут возможны два варианта неврозов.
Первый: человек понял, что выражать свое эмоциональное отношение к другим людям опасно и он выдрессировал себя на фиксацию чего-то только хорошего или нейтрального (вытеснив свои негативные реакции в бессознательное).
Второй, очень близкий к первому: последователи разного рода "восточных практик", практикующие позитивное мышление и доброжелательное отношение ко всем живущим существам. Оба варианта имеют один механизм невроза - интроекты (чужие, самостоятельно не переработанные убеждения), которые вытесняют из субъективной реальности человека очень важную часть - так называемые негативные эмоции.
Если они честны с собой, имеют духовника или гуру, то будут признаваться себе, что грязные мысли все равно лезут в голову. Для работы с этим планом реальности у православных монахов даже выработана специальная дисциплина - духовная брань. Тем интереснее, почему последователи позитивного мышления стараются игнорировать эту часть реальности - они хотят быть святее всех святых? Или вытеснение негативных мыслей и эмоций в бессознательное и есть избавление от них? Вытеснение чего-то в бессознательное чревато появлением тех самых неврозов, неявных реакций.
Для всех, кто позитивно и нейтрально относится к миру, существует прекрасное упражнение на размораживание собственных вытесненных эмоций. Его смысл состоит в отслеживании малейших эмоциональных реакций на других людей.
Например, мое любимое.
Вы идете по торговому центру в час пик (торговый центр - это очень важно, это чуть ли не ключевая сцена общественной жизни нашего общества потребления). И вот вы идете сквозь толпы людей и обращаете внимание на свои малейшие мысли и эмоции относительно каждого: о, вот высокомерный поцик пошел, а вот страхолюдина, которая изображает из себя звезду, а вот милая, молодая и по-неземному красивая девушка с такими же мыслями и т.д. и т.п. А потом подведите итоги, какие мысли у вас превалируют и почему. И попробуйте пережить эмоции, стоящие за этими мыслями.
Короче, реальность - это все, что мы видим, чувствуем, понимаем, эмпатически переживаем в данный момент и в данной ситуации. Игнорировать какие-либо части этой реальности равносильно движению в сложном потоке машин с замазанными грязью окнами и одним только чистым зеркалом заднего вида.
И именно для того, чтобы прочистить каналы восприятия реальности от шлаков неврозов и нужна психотерапия...
Ну, вы поняли.