На управленца, как и на любого человека на работе обычно влияют внешние и внутренние факторы, вызывающие у него подъем или падение энергии (и стресса). Но в отличие от обычного работника управленец имеет возможности повлиять на внешние факторы. Пространства для маневра у него больше. А значит у него появляется необходимость осваивать и тестировать на практике новые для себя методы организации и управления.
При этом многие управленцы почему-то убеждены, что они должны один на один справляться со своими проблемами на работе, а потому свои эмоции держат при себе, стрессуют, выгорают, спиваются, заболевают сердечно-сосудистыми заболеваниями, разваливают работу своих подразделений, бизнесов и т.д.
Дело в том, что эмоциональная сфера управленца - это такой же его рабочий клинок, как и способности ставить цели, контролировать их выполнение, организовывать рабочий процесс и развивать сотрудников.
Эмоции - не только индикатор происходящего с человеком и средой, но и важнейший источник энергии, именно они отвечают за наше удовольствие, удовлетворение, счастье, за наш рост и развитие.
Поэтому в ситуациях, когда управленца сопровождают сильные эмоции (позитивные или негативные), но он не совсем понимает, почему, нужно участие психолога, который поможет разобраться в ситуации и в себе.
Именно для решения этих задач и нужна психологическая супервизия. Этот формат работы давно известен в профессиях, связанных с постоянной работой с людьми. Суть супервизии состоит не в том, чтобы "лечить" управленца, не в том, чтобы заниматься с ним психотерапией, а в поддержке его в сложных ситуациях, помощи в анализе источников тех или иных реакций на ситуации, а главное в помощи при решении задач выстраивания отношений с людьми, которые постоянно возникают у управленца. И все это предполагает обсуждение конкретных управленческих действий и решений, освоение новых методов управления людьми и организации их совместной деятельности.
Супервизия предполагает 3 функции:
-
Образовательную - освоение новых методов и способов управления.
- Поддерживающую - поддержка в противодействии негативного влияния, манипулирования со стороны коллег, подчиненных, клиентов и т.д.
- Направляющую - анализ влияния тех или иных личностных особенностей, личностных проблем на профессиональную деятельность управленца.
Форматы супервизии:
Индивидуальный формат психологической супервизии
Клиент обращается к супервизору в случае возникновения тех или иных проблем на работе. В первую очередь эмоциональных проблем - сильного стресса, страха, выгорания, попадания в новую ситуацию, к которой трудно адаптироваться и т.д. Супервизор разбирает с клиентом его психологические реакции, неврозы, психологические травмы и т.д., которые влияют на неспособность адаптироваться к ситуации и повернуть ее в желаемую сторону. Затем, исходя из особенностей клиента, супервизор и клиент обсуждают наиболее оптимальную модель управления, управленческую позицию клиента, конфигурацию отношений на работе, поддерживающее окружение и т.д., и наконец вместе они анализируют действия, которые клиент может совершить в своей ситуации.
Это могут быть разовые или регулярные встречи.
С какими запросами чаще всего к супервизору приходят клиенты?
- Не могут найти контакт с тем или иным человеком или людьми определенного типа;
- Постоянно попадают в одни и те же дурацкие ситуации,
- Не знают как вести себя на судьбоносной встрече,
- Не знают чего хотят от жизни и работы,
- Не понимают как прекратить травлю коллегами по работе,
- Не могут научиться опираться на людей, доверять им; ,
- Не знают,как сдерживать агрессию или наоборот, как проявлять ее,
- Не умеют как балансировать работу и семью,
- Не знают, как вдохновить команду на новый проект,
- Не знают, как наладить взаимоотношения в команде на новом проекте,
- Не могут найти потерянную энергию и т.д. и т.п.
Для себя я выработал наиболее оптимальный на мой взгляд психологической супервизии:
- Клиент и супервизор отрабатывают 10 (еженедельных) встреч, на которых они знакомятся друг с другом, между ними устанавливаются доверительные отношения, супервизор составляет что-то вроде карты неврозов и психологических ограничений клиента, его мотиваторы, типовые схемы поведения в типовых для него ситуациях и т.д. Заодно он решает запросы, с которыми клиент приходит к нему.
- В дальнейшем, если клиент ощущает пользу от встреч с супервизором, он либо обращается к нему по ситуации (сложная проблема по работе), либо встречается регулярно (перед запуском нового проекта, перед сложными переговорами и т.д.). Либо это могут быть регулярные поддерживающие и развивающие встречи, безотносительно конкретной ситуации на работе.
- Если клиент захочет, супервизия может перерасти в более глубинное исследование себя. Где суть работы будет заключаться не просто в осознании собственных возможностей и ограничений управленца, но в изменении ситуации методами управления собой и другими людьми. Там уже целями могут быть избавление от неврозов, освоение новых способов жизни, отношений с людьми и работой и т.д..
У супервизора есть свои секреты эффективной работы. Один из них, и я ими широко пользуюсь, состоит в знакомстве супервизора со всеми действующими лицами, о которых клиент рассказывает на сессиях. Сюда же относится наблюдение за его поведением со стороны (чтобы понять, почему его поведение вызывает ту или иную реакцию со стороны окружения). Чаще всего это происходит в форме присутствия супервизора на совещаниях, которыми руководит клиент, наблюдение за тем, как он ведет себя в неформальной обстановке, на корпоративах и т.д. (мои клиенты чаще всего первые лица организаций, поэтому с такого рода исследованиями проблем обычно не бывает). Все это делается с разрешения клиента и с соблюдением всех этических требований (супервизора на совещании представляют как консультанта или советника). Это значительно расширяет возможности супервизора в работе с клиентом.
Групповой формат психологической супервизии
Групповой формат супервизии обычно происходит в двух формах:
- Формат сопровождения. Когда супервизор помогает укрепить отношения в команде, реализующей к примеру проект. Например, команда менеджеров едет на длительные и тяжелые переговоры или на сложный проект в другую страну. Супервизор сопровождает их и каждый вечер в режиме групповой работы команда делает разбор полетов (что должно было произойти? что произошло на самом деле? в чем причина отклонения ожидаемого от реального? что надо сделать в следующий раз, чтобы получить лучший результат?). Этот разбор сопровождается анализом эмоциональных реакций команды на ситуацию, на партнеров и других участников команды. По сути это решение непрерывное решение проектных задач с параллельной психологической поддержкой этого решения.
- Формат обмена опытом. Руководители различных компаний или подразделений регулярно встречаются, делятся опытом решения управленческих задач, а также активно тренируют свои навыки отношений друг на друге с помощью группы.
Групповой формат обладает своими преимуществами. Другие участники команды и другие управленцы обладают значительно большим диапазоном управленческих приемов, опытом, пережитыми ситуациями и значит их взаимодействие может стать значительно более полезным с точки зрения обогащения управленческого арсенала. Как вы понимаете, супервизор-ведущий в этой ситуации должен в основном модерировать работу группы и брать на себя в основном функции обеспечения групповой динамики. Именно от этого зависит эффективность групповой работы.
Психологическая супервизия профессий, связанных с работой с людьми
Супервизия - это стандартное явление во многих профессиях, которая предполагает мастерство во взаимодействии с людьми. Психологическая супервизия нужна, когда в фокус внимания попадает специалист, чье психологическое состояние сказывается на качестве предоставляемой услуги его клиенту (сервисные службы, помогающие профессии, специалисты по продажам и переговорам и др.). Использование супервизии помогает сильно улучшить качество человеческих отношений на всех уровнях профессиональных отношений, позволит создать действительно мощную команду, уберечь от выгорания и получить возможность находить счастье на работе.