Почему вы должны разрешать гаджеты детям

Почему вы должны разрешать гаджеты детям

Знаете, у меня двое сыновей. Старшему 15, младшему 7. И они пользуются гаджетами. Война со старшим проиграна. Иногда создаётся впечатление, что сын является приставкой к гаджету, а не наоборот. Он из него не вылезает. У него есть даже внешний аккумулятор, который позволяет пользоваться смартфоном, когда его собственная батарея закончился (покупал не я).

Битва за ум младшего ещё не проиграна. Вместо телефона у него есть смарт-часы, чей функционал крайне ограничен. А планшетом и ноут-буком он пользуется строго по расписанию.

В сети полно информации о вреде гаджетов. Я правда их не читаю. Но из последнего вспоминаю выступление Андрея Курпатова на разных конференциях, где он, ссылаясь на модную нынче некую науку о мозге показывает, что дети, использующие гаджеты, вырастают условно говоря в дебилов. И ещё есть эта история про детей Джобса о том, что он запретил своим детям пользоваться гаджетами (а как известно в современном мире Джобс - это что-то вроде Христа или Ленина в прежние времена, любая его мысль или действие истина в последней инстанции).

У меня с женой (тоже психологом между прочим) постоянно ведётся так сказать дискуссия (почему так сказать? Потому что часто тон этих дискуссий недискуссионный) о том, стоит ли столько позволять давать детям гаджеты или нет.

И я выступаю за небезграничное, но разрешение пользоваться гаджетами детям.

И вот мои аргументы.

  • Гаджеты - это неотъемлемый элемент сегодняшнего и завтрашнего мира. И значит навык обращаться с гаджетами - это совершенно необходимый навык для современного человека. Посмотрите, как пользуются смартфонами пожилые люди и поймете, о чем я.
  • Гаджетами пользуются все - в детских коллективах он предмет обсуждений, коллективного использования, коммуникации.И если вы хотите сделать так, чтобы ребенок не вписался в школьный коллектив - отберите у своего ребенка гаджет.
  • Гаджеты - это только инструмент доступа к информационным каналам, с помощью которых ребенок получает доступ не только к развлекательному, но и развивающему контенту (на мой взгляд Майнкрафт - лучшая игра, развивающая мозг, а командные онлайн игры - лучший способ развития командных навыков). Пример моего старшего ребенка показывает, что его интересы взрослеют вместе с ним и соответственно контент, который он потребляет, также меняется.
  • Многочисленные рассуждения о вреде гаджетов для здоровья я купирую таким соображением: а что - сидение ребенка за партой в школе не вредно для здоровья? Или попытки увидеть, что написано на мокрой доске мокрым мелом (так я заработал близорукость)? Цивилизация очевидно влияет на тело человека и не всегда лучшим для его физиологии образом. Правда почему-то средний срок жизни все растет.
  • Еще один аргумент состоит в том, что ребенок из-за постоянного пользования гаджетами теряет интерес к учебе и у него появляются все эти вещи вроде клипового мышления, низкого системного и концептуального мышления. Что касается мотивации к учебе - кто ж виноват в том, что практикуемые сегодня в школе учебные технологии не могут конкурировать за внимание детей. Чтобы удержать внимание детей и нужно быть релевантным современной технологической среде. Кстати говоря, полно примеров, как это происходит. А про системное и концептуальное мышление я скажу следующее. Если бы у меня в детстве и даже в юности был интернет, я бы гораздо быстрее освоил системную методологию и концептуальное мышление, хотя бы потому что я бы мог получить доступ к крайне редкому контенту, а главное к реальным людям, являющимися эталонными носителями этих навыков.

Среди психологов сегодня ведутся споры еще и о том, как ограничивать время пользования гаджетами для детей. Родитель должен ограничивать время или сам ребенок должен научиться это делать? И тут есть примеры, когда сам ребенок устает от гаджета и переходит к другим занятиям в свое свободное время. Опыт показывает, что насытившись интересующей ребенка информацией, рано или поздно он начинает сам переключаться на “реальный мир”. И в общем сам управляет своим вниманием, интересами и занятостью. Впрочем, это старый спор - как найти баланс между внутренним и внешним контролем ребенка. И здесь все зависит, как от конкретного ребенка, так и от родителя. Пробуйте и посмотрите, что будет получаться.

Впрочем, здесь я изложил свои размышления скорее как отца, а не психолога. Я не являюсь специалистом по детской психологии. И потому, чтобы получить более глубокое мнение я обратился к трем детским психологам и к тому же мамам с вопросом: Ребенок постоянно залипает в гаджетах (смартфон, планшет, компьютер), чем это опасно и что надо с этим делать?

Вот, что они ответили:

Анна Мелешевич, Практикующий детский, семейный психолог, автор и ведущая программ по личностному росту, детско-родительским отношениям, кризисным состояниям, мама пятерых детей:

Анна Мелешевич

“В наше время уже не будет удивительным увидеть ребёнка с гаджетом в руках. Сейчас дети, даже не научившись говорить, уже умеют пользоваться смартфонами/планшетами и т.д. Это - одна из отличительных черт поколения Z, тех, кто с пелёнок приучен к технологиям.

Нельзя сказать однозначно: плохо это или хорошо. В наше время и шагу ступить без гаджетов нельзя. Поэтому, приучивая ребёнка к технологиям с рождения, мы даём ему более точное представление о мире вокруг. К тому же, сейчас существует множество развивающих программ и приложений, созданных специально для юных пользователей.

И всё же позволять ребёнку полностью погружаться в этот новый, виртуальный мир тоже не хорошо! Во-первых, это влияет на здоровье. Во-вторых, технологии лишают человека возможности коммуницировать с реальным миром, из-за чего получается общество, не умеющее контактировать с другими, имеющее за плечами много страхов и комплексов.

Всё нужно в меру: родитель должен помочь ребёнку в знакомстве с техникой, так как это неотъемлемая часть нашей жизни, но и не должен скидывать всю свою ответственность на гаджеты, ведь нет ничего более ценного, чем живое, тёплое общение!”

 

Ольга Желонкина, владелица и директор детской студии "Ступеньки", детский психолог, гештальт-терапевт, г .Брест:

Ольга Желонкина

“У меня нет ответа на этот вопрос - что делать? Потому что, если родители общаются только через материальный мир с детьми, то что же им еще остается? Бесконечное подсовывание того, что именно родители считают важным, развивающим. Вместо того, чтобы дать в мусорном ведре покопаться. А сами при этом полностью в телефоне . Не все конечно, но очень многие. Чтобы ребенок не сидел в гаджетах, у него их должно не быть, или быть что-то, что интереснее. У вас это есть? Надо признать то, что приходит новое, неизвестное поколение Телефониумов. Какими они будут - жизнь покажет. Чем это вредно или наоборот - много где написано и кем сказано. И то, слово вредно - так себе слово. Просто так есть и всё.

 

Татьяна Пилютик. Педагог-психолог, арт-терапевт:

Татьяна Пилютик

 

“На мой взгляд, в гаджетах много пользы, если будет учтен принцип золотой середины, и любовь к гаджетам не перерастет в зависимость.

Еще никогда в истории не было периода, когда ребенок мог чему-то научить взрослого человека, «время технологий» меняет темп и уклад жизни, и теперь наши дети должны знать много, быть мобильными, жить с бешеной скоростью, чтобы не отставать от мира. Современный технологический мир растит детей с более хватким умом и нестандартным подходом к решению многих задач. Именно гаджеты и стали этому источником, как мне видится.

Знакомить ребенка со всеми технологиями необходимо своевременно и лучше всего, если родитель будет рядом поначалу, будет обсуждать с ним происходящее в игре например или просмотренное видео.

Социум диктует свои законы. Детям, которые были лишены гаджетов, придется непросто, могут, например, столкнуться с ситуацией, когда у тебя нет телефона, увы, ты «белая ворона», отсюда будет вытекать много других психологических проблем и конфликтов”.

Похожие материалы

Как жена алкоголика должна поддерживать свою дочь
​Жены алкоголиков, наши матери, сильно напоминают наших отцов алкоголиков. Они тоже бухают. Но бухают они наших бухающих отцов. Находятся в каком-то своем угаре от исполнения роли спасительницы, жертвы, от постоянного контроля мужа-алкоголика и всего этого вот. Поэтому они очень часто очень мало...
Как понять, что такое нормальная семья, если ты вырос в семье алкоголика
​В своей известной книге "Взрослые дети алкоголиков" Дж. Войтиц пишет, что многие уже выросшие дети алкоголиков, понимая, что же такое дисфункциональная семья, из кожи вон лезут, чтобы построить нормальные отношения. При этом норму они слишком идеализируют, поскольку никогда не знали, что такое...
Потеря ребенка
Когда смерть ребенка - часть жизни: интервью с Ольгой Захария - психологом детского хосписа
​ Есть в нашем обществе стройный хор голосов, критикующих работу психологов. Эта критика может быть вполне оправдана, в частности потому, что многие психологи бывает выходят за границы своей дисциплины и начинают вещать за социологов, философов, политологов и т.д.Но есть сферы жизни, в которых...