Почему вы должны разрешать гаджеты детям
Знаете, у меня двое сыновей. Старшему 15, младшему 7. И они пользуются гаджетами. Война со старшим проиграна. Иногда создаётся впечатление, что сын является приставкой к гаджету, а не наоборот. Он из него не вылезает. У него есть даже внешний аккумулятор, который позволяет пользоваться смартфоном, когда его собственная батарея закончился (покупал не я).
Битва за ум младшего ещё не проиграна. Вместо телефона у него есть смарт-часы, чей функционал крайне ограничен. А планшетом и ноут-буком он пользуется строго по расписанию.
В сети полно информации о вреде гаджетов. Я правда их не читаю. Но из последнего вспоминаю выступление Андрея Курпатова на разных конференциях, где он, ссылаясь на модную нынче некую науку о мозге показывает, что дети, использующие гаджеты, вырастают условно говоря в дебилов. И ещё есть эта история про детей Джобса о том, что он запретил своим детям пользоваться гаджетами (а как известно в современном мире Джобс - это что-то вроде Христа или Ленина в прежние времена, любая его мысль или действие истина в последней инстанции).
У меня с женой (тоже психологом между прочим) постоянно ведётся так сказать дискуссия (почему так сказать? Потому что часто тон этих дискуссий недискуссионный) о том, стоит ли столько позволять давать детям гаджеты или нет.
И я выступаю за небезграничное, но разрешение пользоваться гаджетами детям.
И вот мои аргументы.
Среди психологов сегодня ведутся споры еще и о том, как ограничивать время пользования гаджетами для детей. Родитель должен ограничивать время или сам ребенок должен научиться это делать? И тут есть примеры, когда сам ребенок устает от гаджета и переходит к другим занятиям в свое свободное время. Опыт показывает, что насытившись интересующей ребенка информацией, рано или поздно он начинает сам переключаться на “реальный мир”. И в общем сам управляет своим вниманием, интересами и занятостью. Впрочем, это старый спор - как найти баланс между внутренним и внешним контролем ребенка. И здесь все зависит, как от конкретного ребенка, так и от родителя. Пробуйте и посмотрите, что будет получаться.
Впрочем, здесь я изложил свои размышления скорее как отца, а не психолога. Я не являюсь специалистом по детской психологии. И потому, чтобы получить более глубокое мнение я обратился к трем детским психологам и к тому же мамам с вопросом: Ребенок постоянно залипает в гаджетах (смартфон, планшет, компьютер), чем это опасно и что надо с этим делать?
Вот, что они ответили:
Анна Мелешевич, Практикующий детский, семейный психолог, автор и ведущая программ по личностному росту, детско-родительским отношениям, кризисным состояниям, мама пятерых детей:
“В наше время уже не будет удивительным увидеть ребёнка с гаджетом в руках. Сейчас дети, даже не научившись говорить, уже умеют пользоваться смартфонами/планшетами и т.д. Это - одна из отличительных черт поколения Z, тех, кто с пелёнок приучен к технологиям.
Нельзя сказать однозначно: плохо это или хорошо. В наше время и шагу ступить без гаджетов нельзя. Поэтому, приучивая ребёнка к технологиям с рождения, мы даём ему более точное представление о мире вокруг. К тому же, сейчас существует множество развивающих программ и приложений, созданных специально для юных пользователей.
И всё же позволять ребёнку полностью погружаться в этот новый, виртуальный мир тоже не хорошо! Во-первых, это влияет на здоровье. Во-вторых, технологии лишают человека возможности коммуницировать с реальным миром, из-за чего получается общество, не умеющее контактировать с другими, имеющее за плечами много страхов и комплексов.
Всё нужно в меру: родитель должен помочь ребёнку в знакомстве с техникой, так как это неотъемлемая часть нашей жизни, но и не должен скидывать всю свою ответственность на гаджеты, ведь нет ничего более ценного, чем живое, тёплое общение!”
Ольга Желонкина, владелица и директор детской студии "Ступеньки", детский психолог, гештальт-терапевт, г .Брест:
“У меня нет ответа на этот вопрос - что делать? Потому что, если родители общаются только через материальный мир с детьми, то что же им еще остается? Бесконечное подсовывание того, что именно родители считают важным, развивающим. Вместо того, чтобы дать в мусорном ведре покопаться. А сами при этом полностью в телефоне . Не все конечно, но очень многие. Чтобы ребенок не сидел в гаджетах, у него их должно не быть, или быть что-то, что интереснее. У вас это есть? Надо признать то, что приходит новое, неизвестное поколение Телефониумов. Какими они будут - жизнь покажет. Чем это вредно или наоборот - много где написано и кем сказано. И то, слово вредно - так себе слово. Просто так есть и всё.
Татьяна Пилютик. Педагог-психолог, арт-терапевт:
“На мой взгляд, в гаджетах много пользы, если будет учтен принцип золотой середины, и любовь к гаджетам не перерастет в зависимость.
Еще никогда в истории не было периода, когда ребенок мог чему-то научить взрослого человека, «время технологий» меняет темп и уклад жизни, и теперь наши дети должны знать много, быть мобильными, жить с бешеной скоростью, чтобы не отставать от мира. Современный технологический мир растит детей с более хватким умом и нестандартным подходом к решению многих задач. Именно гаджеты и стали этому источником, как мне видится.
Знакомить ребенка со всеми технологиями необходимо своевременно и лучше всего, если родитель будет рядом поначалу, будет обсуждать с ним происходящее в игре например или просмотренное видео.
Социум диктует свои законы. Детям, которые были лишены гаджетов, придется непросто, могут, например, столкнуться с ситуацией, когда у тебя нет телефона, увы, ты «белая ворона», отсюда будет вытекать много других психологических проблем и конфликтов”.