В самой свежей версии международной классификации болезней 11-го пересмотра наконец появилось понятие комплексного посттравматического расстройства. В первой редакции перевода на русский язык почему то английское словосочетание “Complex post-traumatic stress disorder” перевели как “Осложнённое посттравматическое стрессовое расстройство”, хотя в кругах специалистов его по старинке называют “Комплексным ПТСР” (КПТСР). То, что КПТСР попало в МКБ-11 лично я считаю огромным достижением. Работая со взрослыми детьми алкоголиков, я долго пытался разобраться в причинах крайне травматических реакций многих из них на воспоминания детства, в чем природа их токсичного стыда, ощущения собственной никчемности и ненужности, пока одна клиентка не поделилась со мной статьей про ПТСР у детей, выросших в дисфункциональных семьях. На тот момент я ни разу не считал себя специалистом не то, что по ПТСР, но даже по травмам.
Однако мой интерес к феномену самости, к чувству себя, присвоении себе своей жизни и росту инициативы в собственной жизни стал ведущим при исследовании КПТСР, на этом интересе я и стал исследовать тему КПТСР. К сожалению, на мой взгляд - человека, который постоянно ведет группы психологической поддержки ВДА и в личной терапии имеет большое количество клиентов с травматичным детством, - КПТСР - тема все еще недостаточно проработанная, особенно в плане методик преодоления тех или иных последствий травматичного детства. Поэтому я так рад появлению КПТСР в МКБ-11. Значит, внимание и исследования огромного количества специалистов во всем мире позволят разработать то, чего так не хватает в реальной практике психологам при работе с КПТСР “в поле”.

В интернете достаточно много материалов, посвященных КПТСР клинической направленности (даже статья в википедии прекрасна, еще я советую ролик Ивана Мартынихина, в котором он рассказывает вообще о том природе стрессовых расстройств и о том, как КПТСР появилось в МКБ-11). Я же решил сосредоточиться на информации, которая на мой взгляд поможет страдающим от КПТСР разной степени выраженности справляться с тем, что мешает им зажить полной жизнью. По сути то, о чем я буду писать, накоплено мной, моими котерапевтами Сергеем Змитровичем и Юлией Мининой за годы работы с ВДА в групповом формате. И, да, это было основным открытием, что больше половины наших участников групп поддержки ВДА страдают от тех или иных проявлений КПТСР, а стереотипное отнесение дисфункциональных паттернов их поведения к созависимости, во-первых, вообще не является превалирующим, а, во-вторых, просто является следствием КПТСР.. Ну и я как ВДА тоже ими отчасти страдаю. То есть предлагаемые мной техники, методы и упражнения почти всегда испытаны мной на себе.
Насколько распространено КПТСР? Если ориентироваться на мои оценки (регулярно провожу опросы на различных ИТ-конференциях) - от 30 до 40 % людей вырастают в семьях, где хотя бы один из родителей является химически зависимым (алкоголиком, наркоманом и т.д.). Не меньше четверти из них по моим оценкам страдает КПТСР.
По данным ВОЗа примерно 20 % женщин и 5—10 % мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию; 25—50 % всех детей сообщают о том, что подвергались физическому насилию. Очень большой процент из них на мой взгляд имеет КПТСР. Это очень много. Настолько много, что можно броситься в социологические спекуляции и задаться вопросом о том, насколько КПТСР влияет на общество, формирует его привычки, ценности, культуру и т.д. И насколько в таком обществе тем, кто имеет КПТСР, просто будет избавиться от своих симптомов, особенно поведенческих (которые очень часто очень выходны начальству) - вопрос.
В общем, давайте разбираться, откуда берется КПТСР и что с этим можно сделать?
Источники КПТСР
КПТСР чаще всего возникает у тех, кто пережил в детстве пролонгированное (продолжающееся долгое время) насилие, череду травматических событий, пренебрежение родителей, их предательство (когда те, кто должен был защищать, становились основной угрозой безопасности) и т.д. Хотя в клинической литературе указано, что КПТСР может возникнуть и во взрослом возрасте (после пребывания в рабстве, например), мы будем говорить в основном про ситуации, когда с психологической точки зрения детство человека было неблагополучным.
Чтобы быть еще более конкретными, можно сослаться на “Исследование неблагоприятного детского опыта”, которое провела американская сеть учреждений по охране здоровья Kaiser Permanente. В нем указывается, что, если хотя бы 4 фактора из указанных ниже присутствовали в вашей жизни, то это резко повышает шансы возникновения КПТСР:
- Физическое насилие
- Словесные оскорбления
- Домогательство
- Физическое и эмоциональное пренебрежение
- Случаи, когда ребенок становился свидетелем бытового насилия
- Воздействие членов семьи, зависимых от употребления психоактивных веществ
- Воздействие членов семьи, которые были психически больными, самоубийцами или осужденными преступниками (цит. по Шварц Ариэль “Терапия комплексного посттравматического стрессового расстройства. Практическое руководство”, стр. 39 - 40).
Чтобы понять, что такое комплексное КПТСР можно сравнить его с ПТСР. ПТСР возникает в результате шоковой травмы или в результате ограниченной по времени серии травматических событий (например, боевых действий), которым предшествовала нормальная жизнь, с любовью, стабильными отношениями и т.д. Травма возникает из-за того, что вся прежняя жизнь разрушается угрозой жизни или жизни личности (когда тело остаётся жить, а все ценности и представления о себе, мире и отношениях с ним разрушаются). Человеку с ПТСР нужно как-то интегрировать травматичное событие в свою жизнь, закончить закрепленную физиологическую реакцию на похожие ситуации (когда чисто физиологически в ситуациях, напоминающих травматическое мы реагируем через реакции “стой, бей и беги”). Причем речь идёт скорее не о восстановлении, а о реконструкции. Себя надо как бы заново создать, переосмыслить свою картину мира, в которой найти место тому злу и своей инстинктивной реакции (например поведения во время изнасилования), с которым личность столкнулась. Потому что часто неуправляемая сознанием физиологическая реакция считается постыдной с точки зрения ценностей личности.
Так вот в отличии от этого при КПТСР как правило никакой нормальной жизни травме не предшествовало, ваша жизнь с раннего возраста и была одной сплошной травмой, приспосабливаясь к которой, вы и сформировали свою личность.
Наверное самым явным и самым тяжелым для страдающих от КПТСР могут быть внезапные для окружающих эмоциональные регрессы, когда казалось бы на ровном месте, из-за совершенно незначительного повода человек погружается в совершенно параллельную реальность травмы (в первую очередь обрывает контакт, а затем задыхается от тяжелейших переживаний, прячется от людей, рыдает и т.д., очень здорово то, как переживается эмоциональный регресс описано здесь). Природа всех этих тяжелейших переживаний скорее всего связана с тем, что испытывает младенец, когда его отвергают, когда с ним холодны и его не любят, даже если о нем формально заботятся. Для младенца наличие эмоционального контакта является жизненно-необходимым, поэтому и отсутствие контакта он воспринимает как угрозу жизни со всеми доступными младенческому сознанию переживаниями. Именно они и возвращаются в моменты эмоционального регресса, когда что-то напоминает вам ситуацию отвержения в младенчестве или детстве. Проблема в том, что, как правило, отношения с родителями у такого человека не заканчиваются младенчеством, но продолжаются всю жизнь и он как личность формируется на основании и в подкреплении своей травмы.
Эта изначальная травма влияет на всю жизнь человека, его отношениям с миром и с собой.
Мировоззрение и все паттерны поведения личности при КПТСР сводятся к трем простым тезисам:
- Я какой-то не такой. Причина всех моих бед во мне. И все мои психические проблемы только подтверждают это. Раз в моей жизни столько трэша, значит это со мной что-то не так.
- Мир какой-то не такой, он несёт мне одну сплошную угрозу. Кругом предательство и несправедливость, насилие и ужас. Наверное где-то и есть нормальная жизнь. Но не для меня.
- Чтобы выжить мне какому-то не такому в этом несущем угрозу мире, я должен устанавливать с ним особые отношения: быть все время начеку, на стрёме, быть готовым к опасности и угрозе, становиться самым богатым и успешным, потому что только богатством и успехом можно купить себе безопасность и любовь (впрочем богатство не является обязательным условием выживания - ту или иную концепцию выживания придумывает сам человек индивидуально, некоторые не справляются с этой задачей и вообще становятся асоциальными элементами).
Представим себе картинку. Вы выросли в семье алкоголиков, которые не только не заботились о вас, но, выходя из запоя, обвиняли вас в неприготовленной для них еде и не убранной за ними блевотине и помоях (это реальная история). Когда они пьют, они буйные, орут на вас, бьют и даже могут изнасиловать. Никто из них не заботиться о том, чтобы вы были накормлены, одеты и уложены в чистую постель (об этом в лучшем случае заботится какая-нибудь приходящая бабушка или соседи). Вы сами не знаете, когда начнется очередная пьянка и когда и по какому поводу вам что-то прилетит. Никто не заботиться об удовлетворении ваших базовых потребностей в безопасности, привязанности, поддержке, любви и заботе. И вы вырастаете в чувстве, что недостойны любви, интереса, внимания и восхищения. Поскольку вы всегда на стрёме, то любые сигналы внешнего мира воспринимаете как сигналы об угрозе, которые по механизму самосбывающихся пророчеств на самом деле с вами и происходят. То есть вы все время интерпретируете происходящее в мире относительно вас как что-то направленное против вас, то есть ранящее вас, то есть травматичное…
Чтобы глубже разобраться в природе КПТСР давайте попробуем сравнить условно здоровую ситуацию взросления человека и как формируется его личность, с условно нездоровой:
Устойчивая привязанность
Здоровая ситуация
Когда рождается ребенок, то “достаточно хорошая мать” устанавливает с ним эмоциональную связь: она фокусирует на нем взгляд с любовью и заботой, и он в соответствии с принципами работы зеркальных нейронов начинает присваивать себе (начинает к себе относится также как она) отношение к себе своей матери, то есть любовь, внимание и заботу. Достаточно хорошая мать (по Винникоту) также предугадывает моторику младенца и помогает ему справляться со своими хаотическими движениями, тело присваивается младенцем в ауре любви и поддержки.
Итог: Человек живет с чувством, что достоин внимания, любви, уважения и поддержки, это проявляется в способности привлекать внимание людей, которые могу оказать поддержку, опираться на нее, развивать отношения поддержки, на своем примере понимать, чем можно поддержать другого человека. Он может справляться с фрустрацией в тех случаях, когда ассоциирован со своим телом, чувствует его, понимает его сигналы, его физические действия являются частью его самости, проявлением ее.
Нездоровая ситуация
Если мать эмоционально холодна с ребенком, или внимание ее нестабильно (она постоянно отвлекается, например, на заботу о другом самом малом ребенке - своем пьющем муже или она впадает в ступор от агрессивных действий мужа или сама по каким-то причинам не в состоянии сконцентрировать внимание на ребенке), ребенку остается интериоризировать (присвоить себе) такое отношение к себе. Более того любые его экспрессивные действия по привлечению внимания к себе (малыш улыбается и мама умиляется), остаются без отклика и в итоге у него с самого малого возраста формируется с одной стороны дезориентированная привязанность, а с другой терминальный токсичный стыд. Который он во взрослом возрасте может сформулировать как ощущение того, будто он человек отвратительный, ужасный, уродливый, никчемный, ненужный, безнадежный. В итоге он уверен, что никому такой не нужен, поэтому он не обращается ни к кому ни за поддержкой, ни за вниманием, отсюда у него вырастает чувство безнадежности и то, что называется депрессией покинутости, то есть истощающее чувство беспомощности и безнадежности.
Эмоциональная стабильность
Здоровая ситуация
Вы наверняка наблюдали эту картину: маленький ребенок до 3-х лет бежит, что есть мочи, спотыкается и падает. Ударяется коленкой достаточно больно. На его лице отражается с одной стороны боль и страх, а с другой желание достичь того, ради чего он так бежал (например, догнать друга). И вот, упав, он в страхе оглядывается на мать (заметим, у него есть возможность в этой ситуации вступать с ней в зрительный контакт), не зная, в какую эмоцию вдариться и ожидая ее реакции. Если она в ужасе, он понимает, что произошло что-то страшное, чего он еще не понимает, и тогда можно вдариться в плач от страха. Если она смотрит на него с сочувствием, но спокойно и давая понять. что ничего страшного не случилось, он скорее всего вернется к своему желанию достичь цели и, не обращая внимания на боль, побежит дальше. Если же боль слишком сильна, чтобы не обращать на нее внимание, мама подойдет и утешит, поможет ребенку справиться с болью и эмоциями и он побежит далее. Так наше окружение влияет на нашу способность испытывать эмоции, проживать их до конца, справляться с ними, когда они очень сильны.
Современные родители, психологически компетентные, все чаще помогают ребенку справиться с эмоциями через называние эмоций, когда он с одной стороны учится ориентироваться в своих эмоциях, а с другой понимает, что кто-то может понять, что с ним происходит и разделить эти эмоции через сочувствие.
Итог: Выросший в таких отношениях человек умеет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях и выбирать, условно говоря, в какое переживание ему сейчас включаться. Он вполне может испытывать нормальные негативные эмоции, а когда они слишком интенсивные, он может обращаться за утешением, поддержкой к другим людям - близким и друзьям. Это позволяет ему проживать все увеличивающийся диапазон эмоций во все расширяющимся опыте решения жизненных задач и прохождения жизненных ситуаций. За счет этого диапазон его переживаний увеличивается и углубляется, он может рискнуть и начать переживать любовь и вообще рискнуть и пойти на что-то, что принесет ему высокие духовные чувства.
Нездоровая ситуация
Если родители игнорировали эмоции ребенка, не замечали их, не поддерживали их проживание через утешение и т.д., если они наказывали ребенка за проявление эмоций, то как правило ребенок начинает реализовывать несколько схем, позволяющих как-то с эмоциями справляться. Скорее всего он начнет вытеснять свои эмоции из зоны осознавания. Поскольку эмоции имеют биологическую природу, то и способы справляться с ними скорее всего также будут биологическими: через сдерживание дыхания, мышечные зажимы, мимику и т.д. и т.п.
При этом, поскольку сдерживать эмоции не всегда получается, часто выражение эмоций происходит, когда сдержать их невозможно, но уже в форме аффекта, когда в той или иной ситуации стимулы из внешней среды оказываются настолько интенсивными, что происходит буквально эмоциональный взрыв, когда человек в состоянии гнева может в состоянии полного исступления и убить оппонента (один из самых распространенных аффектов КПТСРщиков, которые обращаются за консультациями ко мне).
С другой стороны, у многих людей с КПТСР наоборот развивается гиперчувствительность, сильная реакция на любые внешние раздражители.
И чтобы справиться с эмоциями люди с КПТСР часто изобретают самые различные копинговые стратегии, стратегии ухода от переживания эмоций, через самоповреждающее поведение, например, диссоциации, компульсию и т.д. и т.п. Скорее всего именно для тех, кто гиперчувствителен, характерны те самые эмоциональные регрессии, которые так мучают их.
Есть еще и третий тип схем обращения с собственными, связанными с гиперстимуляцией эмоциями, когда, например, выросшие в семье, где постоянно были скандалы, драки, опасность, привыкают к такой обстановке и в дальнейшем могут “хоть что-то почувствовать” в обстановке трэша и угара. Они часто “нарываются” на проблемы и приключения на свою задницу, а, нарвавшись на какой-то слишком сильный ответ мира, часто впадают в эмоциональную регрессию, поскольку пережить такую фрустрацию не научены.
Стабильность, устойчивость и надежность
Здоровая ситуация
Здесь все просто. В семье царит устойчивость, надежность и стабильность. Все ведут себя предсказуемо, все выполняют свои функции. Взрослые являются взрослыми, они ответственны, их действия логичны, они заботятся о себе и о детях, они создают пространство, где дети могут прожить свое детство, со всеми детскими приключениями, радостями и горестями. Потому что дети всегда будут иметь тихую гавань, куда смогут прийти и получить заботу и поддержку.
Итог: Человек в таких условиях вырастает в уверенности, что мир стабилен, безопасен и предсказуем и вообще расположен к нему лицом.
Нездоровая ситуация
Вы вырастаете в ситуации, где все время что-то случается, где опасность подстерегает вас на каждом шагу. Те, кто обязан заботиться о вас, не только не выполняет своих функций, но и злоупотребяет (речь, например, про инцест) своими функциями родителя, всячески нарушает ваши границы. По сути он предает вас. Вы получаете удар от самого близкого вам человека и начинаете думать, что мир опасен. Вы все время на стреме и на стороже до такой степени, что это отражается в работе вашего мозга (но, спокойно, это можно изменить).
Несоответствие слов делу. Это явление, которое описано в огромном количестве литературы, посвященном дисфункциональным семьям. Речь про ситуации, когда родители постоянно обманывают, нарушают свои обещания (например обещают больше не пить, но продолжают).
Ребенок, сталкиваясь с постоянным трэшем, особенно в отношениях с родителями, все пытается разгадать, почему они с ним себя так ведут и с каждым шагом подтверждают простую мысль. Все это потому, что сами эти дети какие-то не такие. И значит (но это более позднее чувство) они сами виноваты перед собой и теми, кто на них злится, за свое неудобное всем существования. Отсюда появляется фундаментальное чувство вины, которые испытывают очень многие из КПТСРщиков. Но мой опыт работы с ними говорит о том, что все же чувство вины - более взрослое явление, и появляется оно из обвинений. Родительских обвинений, когда они говорят что-то вроде того, что мы пьем из-за тебя или ругаемся из-за тебя. И т.д. и т.п. И тогда чувство вины - эта та форма, которую обретает изначальное чувство никчемности человека с КПТСР.
Инструкции о том, как быть хорошим
Здоровая ситуация
В здоровой семье существуют явные представления о добре и зле и о хорошем и плохом поведении. В ней устанавливаются нормы дозволенности/недозволенности, формируется мораль и нравственность. Ребенка в любом случае любят, но могут разозлиться и не поощрить и даже наказать за какие-то его поступки. Он хорошо знает, что надо делать, чтобы вести себя хорошо. И знание об этом “хорошо” позволяет ребенку выстраивать стабильную линию поведения в соответствии с нормами семьи до того момента, пока он не переизобретет (ре-активирует) свои нормы в подростковом возрасте. Его поощряют соблюдать нормы хорошими отношениями, и когда он изобретет свои нормы, он будет сам себя поощрять такими же отношениями за них, как и тех, кого захочет включить в зону своей активности. Мораль и нормы не только позволяют соответствовать социальному порядку со всеми сопутствующими ништяками, но и получить психологические плюшки: стабильные отношения в заранее заданных рамках. Вообще, линия поведения в соответствии с декларируемыми родителями и обществом ценностями - это прекрасный стержень, вокруг которого можно организовывать свой опыт, нарабатывать типичные реакции на типичные ситуации, не тратить на это силы и энергию и продолжать осваивать этот мир далее в соответствии с ростом и вызреванием своих более зрелых потребностей.
Итог: Выросший в ситуации логически непротиворечивых норм, освоивший самостоятельные способы выработки норм поведения и их социализации становится человеком, ответственным за собственное поведение, его согласования с поведением окружающей, способным разрешать внутриличностные моральные конфликты, а значит более свободным и самостоятельным, цельным и взрослым.
Нездоровая ситуация
В дисфункциональной семье ребенку как правило не дают инструкций, как стать любимым, достойным заботы и привязанности. И не любят. Чисто поведенчески ему указывают, что он должен делать, чтобы не быть наказанным. Ребенок все это делает, но любви не получает. Помимо вывода о том, что он какой-то не такой, о чем я неоднократно писал выше, ребенок очень часто выбирает стратегию перевыполнения плана по хорошему поведению. Ведь, наверное, если он выполнит и перевыполнит план по хорошему поведению, родители наконец обратят на него внимания и полюбят наконец. При этом, поскольку родители в принципе не способны на любовь, никакое достижение их ребенка не приводит к тому, чтобы они начинали своих детей любить все больше. Ребенок этого не знает, думает, что он недостаточно старался и сам всячески повышает планку достижений. До бесконечности. Так он в себе выращивает позицию внутреннего монстра, которую в схема-терапии назвали “Карающим критиком”. Его голос человек с КПТСР слышит постоянно: тот обзывает его, бесконечно мочит, унижает, никогда не доволен результатом, требует все больше и больше. Масштабы разрушающего воздействия карающего критика таковы, что даже, когда клиенты на индивидуальной терапии оказываются на этапе осознания и конфронтации с этой позицией, то они начинают мочить себя за то, что они недостаточно хорошо конфронтируют с ней.
Человек с карающим критиком внутри часто живет очень результативную с внешней точки зрения жизнь, но при этом по-прежнему несчастен, а малейшие неудачи воспринимает как полный крах, из-за чего впадает в депрессию или ту самую эмоциональную регрессию.
Межличностное общение
Здоровая ситуация
Отношения в семье - это пространство, в котором человек получает прототипический опыт общения с любыми людьми в целом. Отношения - это то, в чем ребенок превращается в личность, в себя, пространство, в котором он учится осознавать и удовлетворять свои потребности.
В любой семье ребенок начинает жить совершенно зависимой жизнью, и “платит” за заботу о себе своей улыбкой, няшностью и мимишностью, которая дает пиковые эмоции радости родителям, которые не могут получить ничего похожего нигде, кроме как в опыте родительства. В дальнейшем он все больше развивается и выходит из этой зависимости, дифференцируя свои потребности, в том числе эмоциональные, он учится быть еще в чем-то полезным, пытается найти баланс между требованиями родителей и тем, что он хочет делать сам. В этом процессе развиваются его навыки коммуникации с другими людьми, способности оказывать и находить поддержку, выдерживать фрустрацию и учится искать способы удовлетворения своих потребностей другими людьми. В этом процессе постоянно развиваются, уточняются и проверяются на практике его представления о себе и мире, своих и его возможностях.
Пожалуй самым важным, что обретает человек в ходе взросления в здоровой семье - это освоение опыта удовлетворения эмоциональных потребностей в привязанности, близости, поддержке, признании, любви, замеченности и т.д. Он осваивает эти навыки естественно, неосознанно. Осознание возникает обычно в период юношества, когда потребности усложняются, растут, поле взаимодействия все больше распространяется во внешний социум, а в семье он уже не может удовлетворить всех потребностей, которые у него появляются.
В здоровой семье еще есть и возможность наблюдать, как выстраиваются здоровые отношения между членами семьи, на конкретном примере. Как члены семьи договаривают, как конфликтуют, как разрешают конфликты, как выдерживают сложности во взаимоотношениях и продолжают их, выдерживая напряжение, развиваясь в отношениях и развивая отношения.
Наверное, самое здоровое, что может быть в здоровой семье - это готовность оставаться вместе, несмотря на сложности, сохранять отношения привязанности и любви, преодолевая трудности.
Нездоровая ситуация
Чаще всего КПТСР появляется в семьях, где поломано принятие и поддержка ребенка. По разным причинам. Семья может быть вполне респектабельная, но внутри нее например может процветать холодный и беспощадный нарциссизм. В отношениях к ребенку никто не относится как к самоценному человеку. Он либо вообще ненужный объект, либо функция, которая обслуживает какие-то потребности родителей.
В общем, все это формирует стресс ребенка из-за того, отношение родителей к себе он считывает как угрожающие его жизни (через эмоциональное отвержение, пренебрежение, предательство, игнорирование, прямое насилие и т.д.).
И тогда вся структура семейных отношений является продолжением того отношения, которое ребенок инстинктивно распознает как угрожающей жизни. То есть все прототипы отношений, с которыми ребенок будет иметь дело в будущем, травматичны по своей природе. Не удивительно, что через эти прототипы он и воспринимает все другие отношения, интерпретирует их как угрозу, в пределе угрозу жизни, которой нужно противостоять. Бывают кстати случаи, когда в жизни нашего КПТСРщика встречаются бабушки, соседи, учителя (и честь им за это и хвала!), которые заботятся о нем, жалеют, спасают в кризисных ситуациях. И это дает ему незабываемый опыт нормальных отношений, за которые он цепляется и которые дают ему возможность начать строить хоть какие-то свои нормальные отношения. Чаще же всего эмоциональная регрессия, которая появляется именно внутри отношений заставляет КПТСРщиков либо учится редуцировать отношения до наименее травматичных суррогатов (нарциссических, созависимых и т.д.), либо вообще уходить от них (удаленная работа с минимумом контактов), либо снижать боль от отношений с помощью различных стимуляторов и химии (наркотики, алкоголь и т.п.).
Короче говоря, для КПТСРщиков будут стрессом любые моменты, в которых будут активироваться их чувства никчемности, отвергнутости, нелюбви и т.д. Описанный мной механизм появления КПТСР может выражаться в разных симптомах (посмотрите например симптоматику КПТСР в википедии), кроме этого прекрасный обзор методов диагностики КПТСР приведен в статье Р.В.Кадырова и В.В.Венгер: Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство: современные подходы к определению понятия, этиологии, диагностика и психотерапия. Все это здесь я не буду повторять.
Однако, давайте посмотрим, что официально считается признаками КПТСР в МКБ-11.
Симптомы КПТСР В МКБ-11
Мне очень нравится краткое описание КПТСР в МКБ-11, потому что оно определяет 3 ключевых цели терапии или исцеления КПТСР:
“Осложненное посттравматическое стрессовое расстройство (осложненное ПТСР) – это расстройство, которое может развиться после воздействия события или серии событий чрезвычайно угрожающего или ужасающего характера. Чаще всего это длительные или повторяющиеся события, которые трудно или невозможно избежать (напр., пытки, рабство, кампании геноцида, длительное насилие в семье, повторное сексуальное или физическое насилие
в детстве). Выполняются все диагностические требования, предъявляемые к ПТСР. Кроме того, осложненное ПТСР характеризуется такими тяжелыми и стойкими проявлениями, как
1) проблемы в регуляции аффекта,
2) связанные со стрессовым воздействием стойкие представления о себе как об униженном, раздавленном или никчемном, сопровождающиеся чувствами стыда, вины или провала, и
3) трудности в поддержании отношений и в переживании чувства близости к другим людям.
Эти симптомы вызывают значительные нарушения в личной, семейной, социальной, учебной, профессиональной или других важных сферах функционирования” (см. МКБ-11. Глава 06. Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития. Статистическая классификация. – М.: «КДУ», «Университетская книга» – 2021. - С. 137.)
Здесь отлично отражены основные цели терапии КПТСР. Здесь же можно обнаружить самую сложную для терапии личностную структуру, которую следует упомянуть.
“Ретрофлексивное ядро личности”
Термин “ретрофлексивное ядро личности” ввел Джеймс Кепнер в своей книге “Задачи исцеления. Психотерапия со взрослыми, пережившими в детстве насилие” (я считаю это лучшей книгой по работе с КПТСР). Этот термин описывает феномен, который замыкает на себе все проявления КПТСР. Если отдельные симптомы КПТСР можно проработать разными техниками (я про регулировку аффекта и различные симптомы психологической травмы - от флешбеков, до диссоциации), то без проработки ретрофлексивного ядра все эти симптомы могут возвращаться в той или иной форме.
Ретрофлексия - это процесс обращения собственной агрессии не на агрессора, а на себя. Если в детстве к вам относились агрессивно и любую вашу попытку агрессивно ответить подавляли, то рано или поздно это отношения к вам со стороны других станет частью вашей личности, вы будете также относится и к себе. Проявляется это в том, что, чтобы плохого не происходило в вашей жизни (а напоминаю, что вы научены видеть только опасность и негатив), вину и ответственность за это вы склонны относить только к себе. А теперь представьте все многочисленные последствия этого отношения. Когда вся структура вашего опыта сосредоточена на доказательстве того, что вы достойны ненависти и агрессии. Вы не будете претендовать на что-то хорошее, не будете притязать общаться с хорошими людьми. Наоборот, вы будете выбирать окружение, ситуации и работу, которые будут “достойны” вас - вы будете выбирать всякое отребье, садистов, психопатов или таких же травматиков как вы (хотя часто вы будете выбирать тех, у кого наблюдается скорее Пограничное расстройство личности, а не КПТСР). В общем, вы будете следовать по пути тотального страдания. Отсюда у вас будут появляться новые травмы и новые ретравматизации старых психологических ран. И здесь будут процветать все те психологические механизмы, которые принято относить к ПТСР.
Я считаю проработку ретрофлексивного ядря личности главной целью терапии КПТСР, но для того, чтобы к ней подойти нужно будет решить кучу других психологических задач. Дальше мы и будем разбирать весь этот путь пошагово.