Как-то раз меня пригласили на смотрины в одну крупную ИТ-компанию. Они начинали большую программу по коучингу тимлидов и собеседовали внешних коучей.
К тому моменту, как и сейчас, на рынке коучинга царил так называемый трансформационный коучинг, за которым скрывается набор нлпшных техник по переделыванию себя под в основном нарциссические задачи с помощью, как правило, диссоциативных методов (спрашивайте в комментариях, если не поняли жто предложение. я его расшифрую). Про классический коучинг Уитмора с постановкой целей и тренировкой способов их достижения все уже давно забыли. Я к тому моменту давным давно пришел к выводу, что взрослым менеджерам все эти нлперские танцы с бубнами противны, но они понимают, что на их менеджерском пути стоит невроз - свой или коллег - и с этим неврозом и надо уметь разбираться. Поэтому в коучинговый формат я все интенсивнее включал элементы психотерапии, а как познакомился с разного рода психоаналитическим методами развития менеджеров, так сразу обозвал свой коучинг "психодинамическим" (т.е. определение, какие особенности психики человека определяют его поведение и формирование в соответствии с этими особенностями наиболее адекватной модели управления). По сути коучинг превратился в психологическую супервизию руководства и управления…
И вот со всем этим богатством я пришел на смотрины в ту ИТ-фирму.
Меня встретила HR-щица, которая сразу сказала, что в любой коучинг она не верит, сама имеет техническое образование и попросила ее в режиме собеседования проконсультировать о том, что такое коучинг, каких видов он бывает и все такое. Я вяло попродавал свои услуги и был таков. Она мне не перезвонила.
Что было дальше с этой программой коучинга, которую возглавляла девочка, которая в него не верит, мне не ведомо... Цена акций этой фирмы стабильно росла. Потому что сама фирма росла, набирались тысячи новых сотрудников, открывались новые аутсорсинговые направления. Фирма выбрала отличную бизнес-модель. Какой-нибудь американский стартап получал миллиард долларов инвестиций и под него наша фирма формировала аутсорсинговую команду. Как на конвейере. Время индивидуального подхода к командам прошло, пришло время человекопотоков и рекрутингового конвейера, запареллеленного под поток инвестиций. А там либо конь сдохнет, либо…
Вспоминаю я и ещё один проект с одной из крупнейших российских госкорпорации. Она настолько крупная, что у нее даже есть собственная система здравоохранения. И в рамках этой системы регулярно проводятся разного рода исследования. И вот в одном исследовании выяснилось, что 86 % высших руководителей этой корпорации находятся в предынфарктном состоянии. И эта цифра не меняется десятилетиями. Как думаете, поможет трансформационный коучинг этой компании?
Вообще, увлечение коучингом вполне объяснимо. Каждые 3 года на рынке управления персоналом появляется новый продукт, который считается панацеей от всех бед. Коучинг, аджайл, эгрегориально-матричное управление, спиральная динамика, энеаграмма, бирюзовые организации, эмоциональный интеллект, обучение действием и т.п. и т.п. Все это услуги, имеющие вполне понятные продуктовые формы - четкое время оказания услуги, инсайты участников как главный результат, раздатки с красивыми картинками и текстов и т.д. Все они в отличие от психотерапии алгоритмичны, обещают заданный результат. И все они по сути являются суррогатами психотерапии. Как НЛП оказался набором алгоритмизированных техник известных психотерапевтов, так и все эти продукты оказываются разными форматами НЛП. Суррогаты суррогатов. Техники НЛП между прочим хорошо работают в рамках психотерапевтического процесса. Вне этих рамок вы только будете покупать красивый продукт, который удобно буе покупать в рамках бюджета на развитие персонала. А дальше, главное, чтобы в анкетах обратной связи не было плохих отзывов, поэтому вы выбираете тренера, который ни в коем случае не ставит пере персоналом фрустрирующих задач, а скорее отлично развлекает сотрудников в рабочее время.
Почему я настаиваю на том, чтобы называть вещи своими именами и переходить от всех этих нововведений к старой доброй психотерапии?
Вспомните, какова главная цель психотерапии?
Избавление от дезадаптивного поведения. Т.е. от того, что мешает творчески действовать в новой ситуации - в первую очередь от невроза. После избавления от невроза стоит вторая задача - формирование навыков адаптивного поведения. Т.е. развитие способностей действовать по-новому для себя, вне рамок шаблонов и устоявшихся дезадаптивных или неадекватных для новой ситуации паттернов. И для этого нужен сеттинг - регулярные встречи в конкретное время и в конкретном месте в достаточно длительном период, чтобы между встречами можно было бы попрактиковаться с новыми способами мышления и действия.
Есть множество примеров организации психологической службы на предприятиях. Во всех учебниках по управлению персоналом они расписаны. В конце концов, если вы смотрели сериал "Миллиарды", у вас есть представление, как работает психолог в корпорации. Обычный продукт работы психологов - это в разных масштабах индивидуализированные программы психологической коррекции тех или иных групп персонала. Например, вам нужно изменить стратегию, от сотрудников потребуются новые функции и навыки, и запускается серия психотерапевтических групп, где будет перевариваться новый эмоциональный опыт сотрудников, чтобы их адаптация к новой жизни прошла успешнее.
Но пошла такая жизнь, ситуации меняются настолько быстро, что обычная организационная психодиагностика очень быстро оказывается неактуальной. Пока вы провели диагностику, 20 % персонала сменилось.
Оптимальный вариант психотерапевтической работы в организации
Поэтому я, например, за очень простой формат психотерапевтического сопровождения фирм. Выбираются целевые группы, от которых зависит обучаемость организации (совет директоров, специалисты по продажам, разработчики продукта) и им субсидируется половина затрат на психотерапию, исходя из 24 сессий в год на каждого (полгода по 1 сессии в неделю). + Серия групповой психотерапии. Тоже на полгода. Т.е. психотерапия сопровождает решение конкретных организационных задач менеджерами.
Уверяю вас, толку от такого формата будет на порядок больше, чем от всех этих коучинговых форм. У этого подхода есть только одна проблема: способность участников программы ставить личные терапевтические цели в психотерапии. Но это уже вопрос диагностики, пропаганды психотерапии и добровольности обращения за ней.
Но это все я писал про адаптацию к изменяющейся реальности.
Но сегодня ещё есть проблема адаптации к неизменяющейся реальности. Я имею в виду профессию вроде ИТ-разработчика. Когда наоборот с точки зрения банальной физической и социальной активности, для которой у молодых людей вырабатываются соответствующие гормоны, совершенно ничего не происходит и в плоскости социальной и физической активности потребности сотрудников фрустрируются. Я уж более подробно разбирал эту ситуацию в отдельной статье.
Посмотрите сами, каков процент нелояльности программистов к своим работодателям, посмотрите на корреляцию возраста и лояльности, посмотрите, как активно программисты ищут работу. И это при всем вылизывании их работодателями, всех этих корпоративных спортзалах, массажах, танцах с бубнами и пр.
Это тот случай, когда человеку с его желанием создавать продукт и видеть результаты собственной работы сложно адаптироваться к деятельности, когда он отвечает за одну трехтысячную часть от всего продукта. И его работа часто сопровождается чувствами отчаяния, бессилия, отчуждения и самоагрессии. Все лечится не только гибкими методами программирования, но и специальной переработкой тяжелых эмоций, для чего лучше всего и подходит групповая психотерапия.
В общем, мне кажется недалек тот день, когда иметь штат корпоративных психотерапевтов или мозгоправов станет модным и сексуальным. Главное, чтоб к тому дню на всех страждущих хватило профессиональных психотерапевтов. Ибо на подготовку одного коуча или нлпшника уходит максимум год, а на одного психотерапевта минимум года 4...
Подписывайтесь на мой телеграм-канал