На самом деле термин "фирма-зомби" придумал я. Возникло оно из попытки хоть как-то описать те ощущения, которые возникают, когда я сталкиваюсь с определенного рода фирмами.
Зомби-фирма, это фирма, у которой нет будущего, которая доживает свой век.
На самом деле есть вполне четкий экономический отличительный признак фирмы-зомби. Это фирма, которая не растет, когда ее рыночная ниша растет или падает быстрее падающего рынка. Ее прибыль может сохраняться на одном уровне, при том, что рынок далеко вырос. При этом фирма не предпринимает ничего для своего роста и развития.
Бабкин Максим. Есть отзывчивые и среди зомби, но работать их не заставишь.
И причина отсутствия развития как правило чисто психологическая.
Судите сами, если учредителей или акционеров много, они будут хотеть роста своих доходов и готовы будут инвестировать в новые направления. Если ниша рынка убита, можно фирму продать целой или по частям, т.е. в любом случае сохранять движение, поэтому у застоя нет никаких ни менеджерских, ни рыночных оправданий и объяснений.
Как правило, зомби фирмы появляются тогда, когда у нее один владелец и он устает или пугается всяких эксцессов, которые оказались травматичными для него.
Вот он начинал новые направления, продавливал свое вИдение и в итоге на всех направлениях проиграл. Или наоборот, когда учредителей много, но они боятся переругаться, ибо спокойные отношения с минимальной прибылью лучше, чем рисковые проекты с перспективой рассориться между собой (именно рассориться, прибыль на втором месте). Эдакая фирма "как-здорово-что-все-мы-здесь-сегодня-собрались". Поэтому учредители и относятся к фирме как к чемодану без ручки: и выбросить жалко, и таскать неудобно.
Какой дух царит в такой фирме?
А по-разному.
В одних случаях это унылое разложение, когда сотрудники ходят на работу десятилетиями, не замечая изменений, происходящих в мире. Они как-то живут и работают. И все это напоминает кафкианский мир. Чаще всего работа в такой организации со стороны сотрудников сопровождается вечным нытьем и обсуждением того, какие идиоты начальники. Обсуждением, но без каких-либо попыток хоть что-то изменить. Дело в том, что все амбициозные сотрудники давно покинули такие компании, а остались только те, кто любит тишину и покой болота. В нем можно спокойно есть и спать.
Бывают наоборот очень теплые и невротичные отношения в таких фирмах. Все эти печенюшки, бани по пятницам, соревнованиями по пирогопеченью по собственным рецептам, конфетки и дружная борьба с лишним весом. Поскольку начальник в таких коллективах больше всего ценит человеческие качества сотрудников, системообразующим стержнем жизни в такой фирме становятся различные корпоративные мероприятия, в которых сотрудники конкурируют друг с другом в исполнении караоке или в спортивных соревнованиях перед начальником, который так любит весь этот домашний цирк.
У меня от столкновения с такими фирмами обычно начинают болеть все зубы одновременно и появляется ощущение резкого роста шерсти на ушах. Я бьюсь головой об стенку в попытках понять, откуда берутся деньги на содержание этого унылого крепостного театра?
И ответ такой.
Там всё равно есть какая-то группка скромных профессионалов, которая делает свое дело. Да, тоже не выходя из зоны комфорта. И все держится на них, и на полном отсутствии амбиций у них.
Пока они пашут, как правило, остальная фирма живёт своей жизнью. Первое лицо каждую неделю производит прекраснейшие стратегии на Земле и представляет их под одобрительные аплодисменты совета директоров. Ещё они любят баловаться переставлениями сотрудников: одних внезапно возвышают, других переставляют по горизонтали, третьих занижают и все это сопровождается эмоциями, которые создают ощущение биения жизни. Те же интрижки во всю процветают в этих организациях...
Но!
Бывает, среди тех самых технарей, которые все тянут на себе, появляется кто-то амбициозный. И он делает фирму в фирме - начинает выполнять левые заказы на производственных мощностях своего работодателя. И такое может продолжаться годами. Я знаю множество таких примеров.
Про загадку выживания таких фирм можно ещё много рассуждать, но что же происходит с теми, кто хочет развиваться в них?
Тут два сценария: